Irina_33 » Вт июн 06, 2006 00:29
Дорогие собратья-переводчики.
Поли итогам допущенных нами с Вами ляпов,
предлагаю Вашему вниманию несколько пародийных вариантов сюжета, да простит меня Табукки. Конечно же, это пародия не на Табукки, но на наши с Вами переводы... свой перевод я переделать уже не могу, так что решила написать новый вариант, точнее несколько.... не поленитесь почитать, много труда вложено...
вариант 1
Антонио Табукки
ЧЕШИРСКИЙ КОТ
Медицинско-психологический триллер
1.
Нет, ситуация была в высшей степени неправдоподобная, не поддавалась никакому объяснению. Первым симптомом было сердцебиение, то есть учащенный пульс, примерно 120 ударов в минуту…. Да, подумал он, надо пососать валидол, годы дают знать. Вслед за первым симптомом последовали остальные: ладони покрылись холодным потом, он почувствовал нехватку воздуха… все признаки панической атаки …Только не страх, подумал он, я ничего не боюсь, повторил он несколько раз про себя, вспомнив рекомендацию психолога… это просто невроз, никакой опасности для жизни …Он открыл окно в купе и выглянул наружу, чтобы глотнуть свежего воздуха… Но не тут-то было. Стоял июль, и жара была в самом разгаре… как бы еще солнечный удар не схватить! Июль для сердечников –самый опасный месяц. Он прочитал название станции: «Чивитавеккья», и разглядел ларек в глубине платформы… Задумался: «вот бы пивка глотнуть… Нет, доктора не советуют пить пиво в жару…лучше минеральной, без газа». Вспомнил, что у него в сумке была бутылка воды и бутерброды, задернул шторку, прикрыл окно и углубился в свои мысли… С платформы раздавались чьи-то голоса, затем послышался свисток начальника станции и скрежет закрывающихся дверей. От последнего звука его неприятно передернуло. В последнее время его раздражали громкие звуки, он даже купил в аптеке специальные затычки для ушей (по-научному «беруши»), они лежали где-то в сумке. «Сейчас в купе кто-нибудь войдет» - с тревогой подумал он… В последнее время он чувствовал себя неудобно в компании незнакомых людей. Решил, что если притвориться спящим, то в купе никто не зайдет, закрыл глаза и сказал себе несколько раз: я не должен об этом думать. Но какой-то внутренний голос упрямо повторял внутри него: я должен об этом думать, надо на что-то опереться, найти в этом какой-то смысл. Но разве во всем есть смысл? Наверное, есть, но смысл скрытый, неосознанный, который осознаешь потом, с годами, ближе к старости, а можно так всю жизнь прожить, и никогда не узнать. И все же, согласно Фрейду, у всего должен быть смысл: свой внутренний смысл, который на первый взгляд не имеет к нам никакого отношения, а если покопаться, что можно за этим увидеть такое… да уж, надо будет привести в порядок свое подсознание, все разложить по полочкам. Вот, например, этот звонок: «Котик, привет, это Алиса, я вернулась, нет времени объяснять, у меня всего две минуты, время пошло…» (несколько секунд молчания) «... Я должна тебя увидеть, чем раньше, тем лучше, я думаю только об этом, спать не могу без снотворных …(за время следующей паузы он вспомнил название нового седативного средства – надо будет ей сказать)… «я все время думала об этом все эти годы..», (несколько секунд молчания) «Как ты, Кот, все еще улыбаешься, как тогда, у тебя были такие хорошие зубы? Прости, глупый вопрос» (да уж, подумал он, надо будет сделать новый протез), голос на автоответчике продолжал, с запинкой: «так трудно говорить и знать, что голос записывается, …я должна тебя увидеть, это очень важно, прошу тебя». (несколько секунд молчания) «Послезавтра пятнадцатого июля в пятнадцать часов, на станции Гроссето, буду ждать тебя на перроне, твой поезд уходит из Рима около часу дня». Повесили трубку (не могла выбрать утренний поезд, подумал он, позвала в самое пекло… впрочем, ей, наверное, наша погода кажется прохладной, у них в Калифорнии гораздо жарче….)
Вот так, в один прекрасный день возвращаешься домой и находишь подобное сообщение на автоответчике. Сколько лет, сколько зим? Он попытался подсчитать… Но память отказывала… В последнее время у него были проблемы с памятью. Тоже возрастное… Воспоминания тех лет уже начали стираться: то время, тот город, друзья, все… Даже это слово: «Кот» - оно тоже осталось где-то там, на самом дне подсознания, в его глубинной толще, и вот вновь всплывало из этих глубин, вместе с улыбкой, улыбкой Чеширского кота. Он вспомнил, что она называла его Чеширским котом, ведь она была Алисой. Все было как в сказке, как в детской книжке… это была ее инициатива… для нее вся жизнь была забавой.
Но время шло, и от Кота мало что осталось – совсем как в книжке – только что улыбка, без лица… А что стало с хозяином улыбки? Да, время меня изрядно потрепало, подумал он. Он привстал, чтобы увидеть себя в зеркале (в этих новых купе зеркало только над центральным сиденьем, и то очень маленькое, неудобно). Попытался улыбнуться. Из зеркала на него смотрел полысевший мужчина лет сорока с худым лицом и светлыми усиками… улыбка получалась вымученной, ненастоящей, как все улыбки перед зеркалом: в ней уже не было ни того задора, ни того лукавства, как раньше… В последнее время у него сдавало чувство юмора. Да уж, это уже совсем не Чеширский кот.
В купе вошла женщина лет 70-ти скромно озираясь по сторонам, и почти шепотом спросила, наклонившись почти что к самому его уху: У вас свободно? Он на всякий случай громко сказал, почти крикнул: «Свободно, я один» (Совсем один, подумал он с грустью, с тех пор я так и не завел семью…). Женщина села, достала, из сумки очки с двойными увеличительными линзами, и надела их на нос… Очки были на цепочке, чтобы не упасть, он вспомнил, что видел такие в рекламе магазина «Оптика», в двух шагах от работы…. (у него тоже сдавало зрение)… Затем она достала вязание и принялась за работу… Она почти не смотрела на вязание, движения были быстрыми и ловкими, он не успевал следить за ее руками…. В вязании он ничего не понимал. Он перевел взгляд с ее рук, и незаметно оглядел ее всю, с ног до головы, словно оценивая… Да, старушенция еще в форме, подумал он, вот только седина ее выдает, у нее какой-то сизый оттенок . В этом возрасте женщины обычно красят волосы, подумал он, это молодит… Женщина подняла взгляд от вязания и сказала, чтобы как-то начать разговор: «Вы тоже едете в Турин?»… В поезде всегда задают подобные вопросы. Сухо ответил, что нет, он выходит раньше, но на всякий случай не назвал станции. Гроссето. Зачем ей знать? Еще пристанет с расспросами, потом не отделаешься…А если задуматься, то интересно, почему Гроссето, что делала Алиса в этом захолустном городишке, и почему позвала его именно туда? Он почувствовал, как при мысли об Алисе сердце заколотилось сильнее, и снова потянулся за валидолом… вернулось беспокойство. Но чего мне боятся? Ну, это же просто эмоция, начал он себя уговаривать, не надо волноваться, мне вредно волноваться, сейчас все пройдет, чего мне бояться? Но внетренний голос словно говорил ему: времени, Чеширский кот, времени, оно разъело все, включая твою потешную кошачью улыбку из «Алисы в стране чудес». И вдруг… Откуда она свалилась на него снова, эта Алиса…. И что это за глупые выходки: «пятнадцатого июля в пятнадцать часов» - это было в ее духе, она всегда любила игры с числами, ребусы, странные даты… (говорят, это развивает память)…. Например: Извини, Кот, у нас с тобой ничего не выйдет. Я так больше так не могу. Я потом напишу и все тебе объясню. 10 -го числа 10-го месяца в 10.00 (за два дня до открытия Америки). Алиса. Это была прощальная записка, которую она оставила на зеркале в ванной. Наверное, уходила впопыхах, небрежно побросала вещи в сумку и выбежала, даже зубную щетку забыла. Письмо действительно пришло, но почти через год, оно объясняло все, от «А» до «Я», во всех деталях, но он не нашел в нем ни одного серьезного аргумента, поэтому порвал и выбросил. Записку же он до сих пор хранил в бумажнике. Он вынул ее и стал разглядывать. Записка уже пожелтела на сгибах и в центре начала рваться. Надо подклеить, подумал он.
2.
Ему хотелось открыть форточку, но он опасался, что сеньора отреагирует неадекватно. Да и потом на металлической табличке было написано: «Пожалуйста, не открывайте окна, работает кондиционер». Кондиционер, действительно, работал… В такую жару нельзя без кондиционера. Он поднялся и вышел в коридор. Мимо проплывали одним светлым пятном дома Тарквинии… Да, зрение сдает, подумал он… в памяти почему-то всплывал Кардарелли, который, кажется, родился в этих местах…. Он всегда вспоминал Кардарелли, проезжая эту станцию. Биографию Кардарелли он помнил смутно, кажется, отец Кардарелли был железнодорожником, или что-то к этом роде… Он попытался припомнить хоть одно стихотворение Кардарелли, и почему-то вспомнил «Лигурию», хотя и не был уверен, что это Кардарелли…. он помнил только первые две строчки, но дальше память отказывала… Школьные воспоминания навевали смертельную тоску. Он никогда не любил учить стихи наизусть. Ух, аж вспотел от натуги. Впрочем, у него всегда наблюдалось повышенное потовыделение, особенно летом. Он недавно купил новую марку дезодаранта - новинка сезона, не оставляет пятен на одежде. Он взял дорожную сумку, и пошел в туалет. Там провел под мышками шариковым дезодорантом, и поменял рубашку. Можно было, наверное, еще побриться, так просто, что убить время. На самом деле, нужды в этом не было никакой, но возможно, это бы его слегка освежило, и сняло негативную энергию. Он взял с собой туалетный набор и электробритву, на случай если проведет ночь вне дома, хотя ужасно боялся себе в этом признаться. Осторожно провел бритвой против щетины, вспомнив, что говорилось в инструкции на электробритву… Никак не мог привыкнуть к этой новомодной технике… (дома он до сих пор брился по старинке)… Протер лицо лосьоном после бриться, почистил зубы и причесался, если это можно так назвать, волосы редели с каждым годом. Снова попробовал улыбнуться, и ему показалось, что получается лучше. Улыбка вышла более естественной, чем в первый раз. Вспомнилось одно упражнение из психологического тренинга: надо пофантазировать, перебрать варианты, придумать, что там могло случиться у Алисы…. Но делать упражнение в уме у него не получалось, мыслеформы наслаивались одна на другую, ехала крыша…
Он вернулся в купе. Его спутница задремала с вязанием на коленях, и громко храпела. Он сел и вынул блокнот, стараясь не реагировать на храп, уйти в себя, состредоточиться на упражнении. При желании, он мог достаточно успешно изображать почерк Алисы, у него с детства были способности к рисованию. (В детстве он часто подделывал подписи учителей в дневниках. Это добавляло ему популярности среди однокашников). Он решил попробовать написать ее почерком записку, какую могла бы написать она, с ее абсурдными идеями. Он написал: Стивен и девочка погибли в дорожном происшествии по дороге в Миннесоту … машина перевернулась, спасти не удалось. В Америке оставаться не могу. Прошу тебя, Кот, утешь меня в моем горе» Версия трагическая: Алиса в горе, вдруг осознала смысл жизни, в ее самый трагический момент. Он слышал, так бывает – после шока начинаешь лучше понимать жизнь… Или другой вариант – с Алисой более развязной и циничной: «Тошнит меня от этой Америки, она вызывает у меня клаустрофобию, хочу в Италию… о дочери позаботится Стивен, он сам инфантильный кретин, они два сапога пара. Чао бамбино, сорри». Или записка в романтически-сентиментальном духе, как в романе: «Сердцем все эти годы была с тобой. Таю от любви. Твоя раба, Алиса».
Он вырвал листок с запиской из блокнота, скатал из него шарик, и бросил в пепельницу. Надо бы сжечь, но неудобно при старушке. Посмотрел из окна и увидел множество птиц, кружащихся над водным простором. Неожиданно вспомнил фильм Хичкока «Птицы»… Орбетелло уже проехали, значит, это Альберезе. До Гроссето оставались какие-то считанные минуты. Сердце вновь бешено заколотилось… валидол уже не поможет, подумал он, и снова начал себя уговаривать: так бывает, когда, что опаздываешь, начинаешь волноваться… «Спокойно, Кот, спокойно» - сказал он себе. Уж он-то никуда не опаздывал. Поезд следовал точно по расписанию, как назло, а он был в поезде, и значит, явился вовремя. Он только он не ожидал, что прибытие уже так близко, что-то не ладилось во внутреннем механизме его жизни, как будто разладились его внутренние часы….
(Окончание допишите сами, это психологический тест, наш психолог вычислит по написанному Вами окончанию истории Ваш психологический тип, возраст, пол, образование и уровень Ваших доходов)…
Вариант 2 - контрактно-бюрократический, с апостилем и нотариальным заверением… (приводим в отрывках)
«…Но в течение периода техобслуживания, в результате амортизации, кот исчез, в соответствии с положениями, изложенными в инструкции Л. Кэрролла об обращении с Чеширскими котами, как физическими лицами. По мнению сторон, от него осталась только улыбка, когда-то бывшая неотъемлемой частью носившего ее лица. Остается выяснить, куда исчезло вышеупомянутое лицо, ранее владевшее вышеуказанной улыбкой…
Ситуация Алисы была изложена в 3-х редакциях: 1 вариант: «Стивена с дочерью постигли форсмажорные обстоятельства: трус, глад, потоп (нужное подчеркнуть)….» 2 вариант «Алису влекут в Италию обстоятельства непреодолимой силы. Америка исчерпала кредит доверия.»… 3 вариант (неразборчиво)…»
Вариант 3- Криминальный детектив «Случай на станции Гроссето»:
«Краткое содержание предыдущий серии: агент по кличке «Чеширский кот» снова в Италии, где он должен встретиться с особой по кличке Алиса. Встреча должна произойти на станции Гроссето, 15 июля в 15:00 (из конспиративных соображений год не указан). Мисс Марпл – выдающийся детектив, нанятый частным лицом, как бы случайно садится в итальянский поезд…. Агент не решается открыть окно в купе, опасаясь провокации, и тщательно осматривает решетку кондиционера, чтобы в купе не оказалось жучков. Он не знает, что к спицам мисс Марпл подсоединены мини-антенны, с помощью которых представители заинтересованных спецслужб могут считывать его мысли…. На станции прибытия, под навесом, его поджидают два агента ЦРУ, переодетые носильщиком и мороженщиком… Агент Алиса на явку не явилась… (продолжение в следующей серии)».
Вариант 4: Технико-экономическое обоснование:
«Время, не поддающееся вычислению, разрушает здание жизни, дающее усадку, и постепенно размывает скрепляющий его раствор, который перестает связывать вещи и события, в результате чего происходит явление, напоминающее эрозию…
Наш представитель попытался открыть окно купе, но ему это не удалось, так как окна были наглухо заколочены. По-видимому, это была вынужденная мера, с целью остановить непредумышленные действия пассажиров, открывающих окна в вагонах и тем самым нарушающих работу системы кондиционирования воздуха….
Крыша вокзала не соответствовала техническим требованиям и нормам устойчивости по отношению к колебаниям раскаленного воздуха… Асфальтное покрытие перрона плавилось при высоких температурах и начинало течь в направлении, противоположном направлению движения поездов….»