Новости Энциклопедия переводчика Блоги Авторский дневник Форум Работа

Декларация Поиск О нас пишут Награды Читальня Конкурсы Опросы








ГП-цитатник

Итальянский семинар №1

Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Чт янв 28, 2010 10:49

Прошу прощения у итальянских переводчиков за все возможные ошибки в этом семинаре и надеюсь на их понимание и помощь. Без вас ничего не состоится :-) .
Тема – итальянские технологии.
Предполагаемые участники – технические переводчики с английского языка документации на продукцию итальянских фирм, желающие попробовать себя в итальянском, а также все-все желающие.
Надеюсь, что семинар будет небесполезен для развития переводческой интуиции.

Первый текст взят с сайта об итальянском стекле: http://www.glassinitaly.it/vetrate.htm

Привожу страницу полностью со всеми иллюстрациями:

LA TECNICA DELLA LEGATURA A PIOMBO

dettaglio di una vetrata (подпись к иллюстрации)
i vari pezzi di vetro sono tenuti insieme ("legati") da speciali profili in piombo (*), da
qui il nome di questa tecnica decorativa
(*) sono quelli di colore grigio scuro in figura


Nell'anno 1100 o giù di lì, il monaco Teofilo scrisse un manuale di istruzioni per artigiani dedicato alla fabbricazione di vetrate legate a piombo:

"... se volete costruire delle semplici finestre, prima di tutto marcatene
le dimensioni su una tavola di legno, poi disegnate degli arabeschi, o qualsiasi altra cosa vi aggradi, e scegliete i colori più adatti; tagliate i pezzi di vetro ed aggiustatene i contorni con una pinza di ferro; disponete una lamina di piombo attorno ai vetri e saldate sulle due facce; inserite la vetrata in un telaio di legno rinforzato con chiodi e fissatela nell'apertura prevista."

Il metodo descritto da Teofilo ha subito ben pochi cambiamenti negli ultimi 900 anni perchè ancora oggi le vetrate legate a piombo vengono interamente fabbricate con procedimenti manuali.

Il disegno delle vetrate legate a piombo
Il disegno della vetrata che si vuole realizzare costituisce un elemento fondamentale dell'intero processo di fabbricazione e passa attraverso varie fasi successive: una prima serie di disegni o schizzi consente di definire con il committente il motivo decorativo da realizzare, in funzione dell'impiego della vetrata e delle sue misure, e di scegliere i tipi e i colori dei vetri in lastra da utilizzare.
Una seconda serie di disegni serve all'artista per stabilire come suddividere il motivo decorativo cioè per progettare lo "scheletro" in piombo della vetrata; tale suddivisione è importantissima per ottenere il risultato estetico voluto.

Il disegno finale (disegno "esecutivo" in scala 1:1, cioè a grandezza naturale) servirà infine per tagliare dalle lastre di vetro colorato i vari pezzi (alcune diecine o svariate centinaia) che comporranno la vetrata legata a piombo.
Вложения
disegno di una finestra ovale.JPG
disegno di una finestra ovale.JPG (16.06 КБ) Просмотров: 11040
disegno di un rosone.JPG
disegno di un rosone.JPG (13.01 КБ) Просмотров: 11040
dettaglio di una vetrata.JPG
dettaglio di una vetrata.JPG (14.39 КБ) Просмотров: 11040
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU





Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Чт янв 28, 2010 10:55

И вторая половина страницы:

I materiali impiegati: vetri colorati e profili di piombo
Il vetro in lastra, colorato o meno, è il principale componente di una vetrata legata a piombo; può essere usato qualsiasi tipo di vetro purché il suo spessore sia compreso tra 3 e 4 mm.

La famiglia più economica di vetri colorati trasparenti è formata dai vetri "cattedrale" che hanno una superficie leggermente mossa e sono disponibili in più di 15 colori differenti.

Esistono poi moltissimi altri tipi di vetro, più o meno costosi, che sono stati appositamente sviluppati per realizzare queste vetrate, come i vetri opalescenti e quelli iridescenti.

L'altro componente fondamentale è il profilo di piombo che serve a legare insieme i vari pezzi di vetro che compongono la vetrata; ne esistono di vari tipi e sezioni.

Un'altra tecnica per legare i vetri consiste nell'utilizzare un sottile nastro di rame, molto duttile, che viene ripiegato intorno ai bordi dei vari pezzi di vetro e poi saldato; è però un metodo usato quasi esclusivamente per creare lampade e oggetti non piani.
Вложения
profilo di piombo.JPG
profilo di piombo.JPG (5.69 КБ) Просмотров: 11037
vetri colorati – 2.JPG
vetri colorati – 2.JPG (12.76 КБ) Просмотров: 11037
vetri colorati – 1.JPG
vetri colorati – 1.JPG (10.51 КБ) Просмотров: 11037
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Чт янв 28, 2010 11:04

И последнее (конечно, иллюстрации можно было бы и не выкладывать, но так нагляднее):

La pittura su vetro e le vetrate legate a piombo
La vetrata dipinta è uguale a quella classica per quanto riguarda le tecniche di fabbricazione e di assemblaggio; la differenza consiste nel fatto che nella prima i vetri, alcuni o tutti, sono dipinti con "grisaglie" o smalti per poter raffigurare volti, mani, drappeggi e ornamenti dei vestiti, paesaggi, ombreggiature, ecc.

Come si può immaginare, una vetrata dipinta è molto più costosa di una tradizionale anche perchè, per ottenere un buon risultato, è indispensabile che l'intervento pittorico sia eseguito da un vero maestro di questa antica arte.

Текст, возможно, покажется длинным, но так проще вникнуть в содержание, как мне кажется.
Вложения
dettaglio di vetrata dipinta.JPG
dettaglio di vetrata dipinta.JPG (14.96 КБ) Просмотров: 11036
vetrata dipinta.JPG
vetrata dipinta.JPG (10.72 КБ) Просмотров: 11036
gli attrezzi.JPG
gli attrezzi.JPG (11.18 КБ) Просмотров: 11036
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Пт фев 05, 2010 10:26

Так как ответов нет, предлагаю выложить переводы текста (непрофессиональные) 15 февраля.

Через неделю, если участники всё же объявятся, попросим профессионалов (итальянских переводчиков) прокомментировать и переводы, и саму идею.

Предупреждаю: я не эксперт, я только заинтересованное лицо и с итальянского не перевожу :mrgreen: .
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Gumeleva » Вт фев 09, 2010 20:12

Техника свинцовых переплетов
Фрагмент витража,
кусочки стекла соединяются (переплетаются) при помощи свинцового профиля (*), отсюда происходит название данной художественной техники
(*)на рисунке детали темно-серого цвета

Приблизительно в 1100 году, монах Теофиль написал руководство для ремесленников, посвященное созданию витражей в свинцовом переплете.


"... если вы хотите сделать простые окна, прежде всего наметьте их размеры на деревянной доске, затем набросайте арабески или еще что-то, что вам пожелается, и выберете подходящие цвета. Разделите стекло на кусочки и зафиксируйте их края железными щипцами, расположите свинцовую пластинку вокруг стекол и запаяйте с обеих сторон. Затем поместите витраж в деревянную раму, закрепленную гвоздями, и расположите ее в назначенный проем."

Описанный Теофилем способ почти не претерпел изменений за последние 900 лет, так как и по сей день витражи в свинцовых переплетах создаются полностью вручную.

Рисунок витражей в свинцовом переплете


Самым главным элементом в процессе создания витража является его рисунок, который появляется после прохождения следующих этапов: первые наброски и эскизы позволяют договориться с заказчиком о художественном мотиве, который предстоит воплотить в жизнь, о назначении и о размерах, а также выбрать какой вид и цвет оконного стекла будет использован.
Вторая группа набросков помогает художнику определить, как будет разделено художественное изображение и, соответственно, спроектировать свинцовый “скелет” витража. Это разделение чрезвычайно важно для достижения желаемого эстетического результата.

Окончательный эскиз (“рабочий” в масштабе 1:1, то есть в натуральную величину) нужен для того, чтобы отрезать от пластин цветного стекла куски (несколько десятков или сотен), из которых будет состоять, помещенный в свинцовых переплет, витраж.

Используемые материалы: цветные стекла и свинцовые профили
Пластины стекла, цветного или бесцветного, - это самое важное составляющее витража в свинцовом переплете. Можно использовать любой тип стекла, при условии, что его толщина составляет 3-4 мм.
Самый экономичный вид цветного прозрачного стекла – “кафедральное”, обладающее слегка неровной поверхностью и доступное в 15 оттенках.
Кроме него существует множество других, дорогих и не очень, видов стекла, разработанных специально для создания этих витражей, например, такие как опаловые и переливчатые.
Другим основным компонентом является свинцовый профиль, который служит для того, чтобы соединить все кусочки стекла, из которых состоит витраж. Еще один способ соединить куски стекла осуществляется при помощи тонкой медной проволоки, которой обрамляют их, а затем запаивают. Однако, этот способ используется почти исключительно при изготовлен ламп и объемных предметов.

Роспись по стеклу и витражи в свинцовом переплете
Расписной витраж изготовляется и собирается при помощи той же техники, что и классический. Разница заключается в том, что в расписном витраже все или некоторые стекла расписаны гризалью или эмалью, что дает возможность изобразить лица, руки, складки и узоры одежд, пейзажи, тени и тд.

Очевидно, что расписной витраж стоит гораздо дороже обычного еще и потому, что для достижения хорошего результата необходимо, чтобы росписью занимался настоящий мастер этого древнего искусства.
Gumeleva

 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: Вт фев 09, 2010 20:08

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Sunshinata » Ср фев 10, 2010 20:18

Урра! Я обязательно постараюсь поучаствовать в семинаре!
Sunshinata

 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: Вт фев 02, 2010 20:30

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение yoka » Пт фев 12, 2010 16:50

ТЕХНИКА СВИНЦОВОГО ПЕРЕПЛЕТА

(подпись к иллюстрации)
деталь витража
различные части стекла удерживаются («связываются») вместе посредством специального свинцового профиля (*), давшего имя этой декоративной технике
(*) на рисунке изображен темно-серым цветом


Примерно в 1100 году монах Теофил написал для ремесленников пособие, посвященное созданию витражей в свинцовом переплете.

«…если хотите построить простые окна, прежде всего на деревянном столе наметьте размеры, затем нарисуйте узоры или что-либо другое, что вам по нраву, и выберите самые подходящие цвета; вырежьте части стекла и металлическими щипцами подправьте их края; вокруг стекол поместите свинцовую пластину и спаяйте с двух сторон; вставьте витраж в деревянный каркас, усиленный гвоздями, и закрепите его в предназначенном проеме.»

Метод, описанный Теофилом, за последние 900 лет не претерпел значительных изменений, и потому даже сейчас процесс изготовления витражей в свинцовом переплете происходит полностью вручную.

Эскиз витражей в свинцовом переплете

Эскиз задуманного витража – основной элемент всего процесса производства, включающий несколько последовательных этапов. Первая серия эскизов или набросков позволяет определить с заказчиком выполняемый декоративный мотив, с учетом размеров витража и его применения, а также выбрать виды и цвета листового стекла, которые будет использованы в витраже.

Вторая серия эскизов служит художнику для определения того, как разделить декоративный мотив на части, другими словами – спроектировать свинцовый «скелет» витража; такое деление имеет очень большое значение для получения желаемого эстетического результата.

Наконец, окончательный или «рабочий» эскиз (в масштабе 1:1, т.е. в натуральную величину) послужит для вырезания из листов цветного стекла различных частей (десятков, а то и сотен пестрых кусочков), из которых и будет составлен витраж в свинцовом переплете.

(подписи к иллюстрациям)
Эскиз круглого окна-«розы»
Эскиз овального окна


Применяемые материалы: цветное стекло и свинцовые профили

Листовое стекло, цветное или бесцветное, является основным компонентом витража в свинцовом переплете. Можно использовать любые типы стекла, при условии, что его толщина составляет от 3 до 4 мм.

Наиболее бюджетную группу прозрачных цветных стекол составляют «кафедральные» стекла, имеющие слегка неровную поверхность. Их гамма насчитывает более 15 различных цветов.

Также существует множество других, более или менее дорогостоящих видов стекол – например, опаловое стекло, радужное стекло – разработанных специально для создания этих витражей.

Другим основным компонентом витража является свинцовый профиль, служащий для соединения в одно целое различных частей стекла, составляющих витраж. Существуют разнообразные виды и сечения профилей.

Другая техника соединения стекол заключается в использовании очень ковкой тонкой медной полосы, которая огибается вокруг краев куска стекла и затем спаивается; однако этот метод используется сугубо для создания светильников и прочих не ровных предметов.

(подписи к иллюстрациям)
Цветные стекла - 1
Цветные стекла – 2
Свинцовый профиль
Инструменты


Роспись по стеклу и витражи со свинцовым переплетом

С точки зрения техники производства и сборки расписной витраж сходен с витражом классическим; разница заключается в том, что вначале некоторые или все стекла расписываются «гризайлью» или покрываются эмалью, что дает возможность изображать на них лица, руки, складки и декор одежды, пейзажи, игру теней и пр.

Как можно себе представить, расписной витраж стоит намного дороже традиционного, в т. ч. потому, что для получения хорошего результата необходимо, чтобы выполняющий роспись художник был настоящим мастером этого старинного искусства.

(подписи к иллюстрациям)
Расписной витраж
Деталь расписного витража
Аватара пользователя
yoka

 
Сообщения: 78
Зарегистрирован: Пн сен 29, 2003 14:02

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Вс фев 14, 2010 09:58

ТЕХНИКА СВИНЦОВОГО ПЕРЕПЛЁТА

Подпись к рисунку:
Деталь витража
Различные куски стекла соединены вместе ("переплетены") специальными свинцовыми профилями (*), давшими название этой декоративной технике (*), которые на рисунке показаны тёмно-серым цветом.

Году в 1100 или около того монах Теофило писал наставление для ремесленников, посвящённое изготовлению витража в свинцовом переплёте:

"… если вы хотите изготовить простые окна, прежде всего, разметьте деревянную доску, затем нанесите узоры или что-либо другое по желанию и подберите наиболее подходящие цвета; вырежьте куски стекла и сложите контуры с помощью стального пинцета; расположите свинцовую пластину вокруг стёкол и запаяйте с двух сторон; вставьте витраж в деревянную раму, закрепив гвоздями, и установите её в предусмотренный проём."

Метод, описанный Теофило, не претерпел сколько-нибудь значительных изменений с конца 900 годов, так как до сегодняшнего дня витражи в свинцовом переплёте изготавливаются вручную.

Рисунок витражей в свинцовом переплёте

Рисунок витража в свинцовом переплёте, который следует воплотить, является основным элементом всего процесса изготовления и проходит через различные последовательные фазы: первая серия рисунков, или эскизов, позволяет согласовать с заказчиком выполняемый декоративный мотив с учётом применения витража и его размера, а также подобрать типы и цвета используемого листового стекла.

Вторая серия рисунков нужна художнику, чтобы определиться с разделением декоративного мотива, то есть для проектирования свинцового "скелета" витража; такое разделение чрезвычайно важно для получения желаемого эстетического результата.

Окончательный рисунок ("рабочий" рисунок в масштабе 1:1, т.е. в натуральную величину) будет, наконец, служить для раскроя листового стекла на различные детали (несколько десятков или даже сотен), которые составят витраж в свинцовом переплёте.

Подписи к рисункам:
Рисунок овального окна
Рисунок круглого резного окна


Используемые материалы: цветное стекло и свинцовые профили

Подписи к рисункам:Цветные стёкла -1
Цветные стёкла – 2
Свинцовый профиль
Инструменты

Листовое стекло, окрашенное или нет, является главным компонентом витража в свинцовом переплёте; можно использовать любые типы стекла, лишь бы его толщина была между 3 и 4 мм.

Самое дешёвое семейство прозрачных окрашенных стёкол – "кафедральные" стёкла, которые имеют слегка шероховатую поверхность и изготавливаются более чем 15 различных цветов.

Имеется также множество других типов стекла, более или менее дорогостоящих, которые были разработаны специально для таких витражей, например, матовые и радужные стёкла.

Другим основным компонентом является свинцовый профиль, который служит для соединения между собой различных деталей стекла, которые составляют витраж; они бывают различных типов и сечений.

Другая техника соединения стёкол состоит в использовании тонкой медной ленты, более гибкой, которая изгибается вокруг краёв различных деталей стекла, а затем запаивается; но этот метод используется почти исключительно для изготовления фонарей и неплоских предметов.

Живопись на стекле и витражи в свинцовом переплёте

Расписной витраж подобен классическому витражу по технике изготовления и сборки; различие состоит в том, что прежде некоторые или все стёкла расписываются монохромно ("гризайль") или покрываются эмалью для изображения лиц, рук, драпировок и орнаментов одежды, пейзажей, затенения и т.п.

Как можно себе представить, расписной витраж намного дороже традиционного витража, потому что, кроме всего прочего, для получения хорошего результата необходимо, чтобы рисунок был выполнен настоящим мастером этого старинного искусства.

Подписи к рисункам:
Расписной витраж
Деталь расписного витража
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение irina.gindlina » Пн фев 15, 2010 10:20

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВИТРАЖЕЙ СО СВИНЦОВОЙ ОПРАВОЙ

подпись к рисункам:

деталь витража
различные стекла скреплены специальными свинцовыми профилями (*), от которых и происходит название этой декоративной техники

(*) на рисунке эти детали темно-серого цвета

Примерно в 1100 году монах Теофиль написал для ремесленников руководство по изготовлению витражей со свинцовыми оправами:
"... если вы хотите изготовить простые окна, прежде всего нанесите на деревянную доску размеры, затем нарисуйте арабески или любой другой орнамент, который вам понравится, и выберите наиболее подходящие цвета; вырежьте стекла и обработайте их края железными щипцами; поместите свинцовую пластину вокруг стекол и запаяйте с двух сторон, вставьте витраж в деревянную раму с гвоздями и установите его в нужном проеме."

За прошедшие девятьсот лет описанный Теофилем способ подвергся совсем незначительным изменениям, потому что по сей день витражи со свинцовыми оправами изготовляют от начала и до конца вручную.

Роспись витражей со свинцовой оправой

Роспись по стеклу является главным элементом в создании витража и состоит из нескольких этапов: первая серия рисунков или эскизов позволяет художнику согласовать с заказчиком орнамент витража исходя из его назначения и размеров и выбрать тип и цвет стекол для окна.
Вторая серия рисунков помогает мастеру решить, как распределить орнамент, т.е. изготовить свинцовый "скелет" витража. Такое распределение чрезвычайно важно для достижения желаемого эстетического результата.
Наконец, по финальному рисунку ("готовому" рисунку в масштабе 1:1, т.е. в натуральную величину) из цветного стекла вырезаются десятки, а то и сотни различных кусочков, которые составят витраж со свинцовой оправой.

подпись к рисункам:

круглое резное окно
узор овального окна


Применяемые материалы: цветные стекла и свинцовые профили

Листовое стекло, цветное или бесцветное - основной компонент витража со свинцовым профилем. Использовать можно стекло любого типа, главное, чтобы его толщина была между 3 и 4 мм.
Самые дешевые цветные прозрачные стекла - это "кафедральные" стекла со слегка неровной поверхностью. В распоряжении витражиста более пятнадцати цветов этого стекла.

Существует также множество других более или менее дорогих видов стекла, специально разработанных для производства этих витражей, например, опаловые и радужные.

Еще один важный компонент - это свинцовый профиль, скрепляющий вместе различные стекла витража. Свинцовые профили бывают разных типов и сечеий.

Другая технология скрепления стекол состоит в использовании легкой и очень ковкой полосовой меди, которая загибается по краям различных стекол и затем припаивается. Однако этот метод используется почти исключительно для изготовления светильников и объемных предметов.

подпись к рисункам:
цветные стекла - 1
цветные стекла - 2
свинцовый профиль
инструменты

Роспись по стеклу и витражи со свинцовым профилем

По технике изготовления и набору расписной витраж не отличается от классического, разница состоит в том, что в расписном витраже некоторые или все стекла расписываются гризайлем или эмалью, что позволяет лучше изобразить лица, руки, складки и узоры на одежде, пейзажи, тени и т.д.
Очевидно, что расписной витраж намного дороже традиционного еще и потому, что для достижения хорошего результата необходимо, чтобы роспись была выполнена настоящим мастером, владеющим этим древним искусством.

подпись к рисункам

расписной витраж
деталь расписного витража
Аватара пользователя
irina.gindlina

 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн фев 08, 2010 09:53
Язык(-и): en-rus, it-rus

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Пн фев 15, 2010 21:22

Большое спасибо всем выложившим переводы. Есть ли ещё желающие поучаствовать в семинаре?
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Вт фев 16, 2010 10:03

Извините за некоторое отступление, обнаружила вот такой мастер-класс по витражу
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Ср фев 17, 2010 14:35

В принципе, можно начинать обсуждение. Выложено четыре перевода, уровень владения итальянским языком у всех переводчиков различный (отдельное спасибо irina.gindlina).

Можно попробовать обсудить:
1. Технические подробности, фактические ошибки, проблемные моменты
2. Стиль изложения
3. Грамматические ошибки при переводе (ит.).

Я для себя отметила два "проблемных" абзаца, первый из них – цитата из руководства Теофила – по причине своей лаконичности и отсутствия подробностей:

"... se volete costruire delle semplici finestre, prima di tutto marcatene
le dimensioni su una tavola di legno, poi disegnate degli arabeschi, o qualsiasi altra cosa vi aggradi, e scegliete i colori più adatti; tagliate i pezzi di vetro ed aggiustatene i contorni con una pinza di ferro; disponete una lamina di piombo attorno ai vetri e saldate sulle due facce; inserite la vetrata in un telaio di legno rinforzato con chiodi e fissatela nell'apertura prevista."

Переводы:
"... если вы хотите сделать простые окна, прежде всего наметьте их размеры на деревянной доске, затем набросайте арабески или еще что-то, что вам пожелается, и выберете подходящие цвета. Разделите стекло на кусочки и зафиксируйте их края железными щипцами, расположите свинцовую пластинку вокруг стекол и запаяйте с обеих сторон. Затем поместите витраж в деревянную раму, закрепленную гвоздями, и расположите ее в назначенный проем."

«…если хотите построить простые окна, прежде всего на деревянном столе наметьте размеры, затем нарисуйте узоры или что-либо другое, что вам по нраву, и выберите самые подходящие цвета; вырежьте части стекла и металлическими щипцами подправьте их края; вокруг стекол поместите свинцовую пластину и спаяйте с двух сторон; вставьте витраж в деревянный каркас, усиленный гвоздями, и закрепите его в предназначенном проеме.»

"… если вы хотите изготовить простые окна, прежде всего, разметьте деревянную доску, затем нанесите узоры или что-либо другое по желанию и подберите наиболее подходящие цвета; вырежьте куски стекла и сложите контуры с помощью стального пинцета; расположите свинцовую пластину вокруг стёкол и запаяйте с двух сторон; вставьте витраж в деревянную раму, закрепив гвоздями, и установите её в предусмотренный проём."

"... если вы хотите изготовить простые окна, прежде всего нанесите на деревянную доску размеры, затем нарисуйте арабески или любой другой орнамент, который вам понравится, и выберите наиболее подходящие цвета; вырежьте стекла и обработайте их края железными щипцами; поместите свинцовую пластину вокруг стекол и запаяйте с двух сторон, вставьте витраж в деревянную раму с гвоздями и установите его в нужном проеме."

узоры - арабески

зафиксируйте их края железными щипцами - металлическими щипцами подправьте их края - сложите контуры с помощью стального пинцета - обработайте их края железными щипцами

из простого примера можно увидеть, что
Маленькие неровности по краям обламываем маленькими кусачками... Саму стеклянную деталь при этом держим плоскогубцами в одной руке, опускаем руки в ящик с осколками, и там кусачками другой рукой отламываем лишние кусочки.
То есть, речь идёт о железных щипцах-кусачках.

в деревянную раму, закрепленную гвоздями, - деревянный каркас, усиленный гвоздями, - в деревянную раму, закрепив гвоздями, - в деревянную раму с гвоздями
Мне кажется, что витраж держался в деревянной раме с помощью гвоздей.

И второй абзац:

Un'altra tecnica per legare i vetri consiste nell'utilizzare un sottile nastro di rame, molto duttile, che viene ripiegato intorno ai bordi dei vari pezzi di vetro e poi saldato; è però un metodo usato quasi esclusivamente per creare lampade e oggetti non piani.


Еще один способ соединить куски стекла осуществляется при помощи тонкой медной проволоки, которой обрамляют их, а затем запаивают. Однако, этот способ используется почти исключительно при изготовлен ламп и объемных предметов.

Другая техника соединения стекол заключается в использовании очень ковкой тонкой медной полосы, которая огибается вокруг краев куска стекла и затем спаивается; однако этот метод используется сугубо для создания светильников и прочих не ровных предметов.

Другая техника соединения стёкол состоит в использовании тонкой медной ленты, более гибкой, которая изгибается вокруг краёв различных деталей стекла, а затем запаивается; но этот метод используется почти исключительно для изготовления фонарей и неплоских предметов.

Другая технология скрепления стекол состоит в использовании легкой и очень ковкой полосовой меди, которая загибается по краям различных стекол и затем припаивается. Однако этот метод используется почти исключительно для изготовления светильников и объемных предметов.


Как я осмыслила задним числом, берётся тонкая медная лента (медь более пластична, чем свинец), края каждого кусочка стекла обёртываются этой лентой так, чтобы она немного выступала за край стекла (как Н-образный свинцовый профиль), а потом края прилегающих стёкол спаиваются.
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Чт фев 18, 2010 08:06

И ещё у меня возник такой вопрос: почему медная лента в витражах
используется почти исключительно для изготовления светильников и объемных предметов?
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Чт фев 18, 2010 08:19

Предложение: давайте составим на основе этого текста словарь терминов с объяснениями (как у Лисы Алисы ).
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение irina.gindlina » Чт фев 18, 2010 11:23

ibm! Спасибо большое за организацию семинара. Я итальянским профессионально не владею, упомянула его в своем профиле наряду с английским, потому что несколько лет изучала. Очень люблю этот язык и интересуюсь. Поэтому еще раз спасибо за семинар и интересный отрывок. Хоть текст и не особо техничный, а без знания предмета переводить трудно. Я тоже нашла приведенные Вами отрывки сложными, потому что в них недостаточно информации. Насчет словаря терминов. Может, начать с самого названия технологии?

свинцовый профиль, думаю, это однозначно.
а для LA TECNICA DELLA LEGATURA A PIOMBO - какой термин лучше всего? свинцовый переплет, свинцовый каркас, свинцовая оправа? Мне больше нравится свинцовый переплет, но каркас и оправа также встречаются в интернетовских статьях о витражах.
Аватара пользователя
irina.gindlina

 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: Пн фев 08, 2010 09:53
Язык(-и): en-rus, it-rus

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение JuriEmme » Чт фев 18, 2010 15:55

Свинцовая обвязка.
Термин обвяз применяется также в столярном деле.
Героям Слава!
JuriEmme

 
Сообщения: 883
Зарегистрирован: Ср июл 26, 2006 01:57
Откуда: Украина, Одесса

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Чт фев 18, 2010 21:58

Всё-таки склоняюсь к свинцовому переплёту, так как в основном речь идёт об окнах. Оконный переплёт - это не только строительный термин, но также и вполне бытовое название, как мне кажется, для данного текста более подходящее.
В принципе, смысл понятия Legatura может быть передан как словом обвязка, так и переплёт. В разных описаниях и определениях обнаружила, что говорят как об обвязке внутри оконного переплёта, так и о переплёте внутри обвязки, например:
Оконный переплёт - Конструкция, состоящая из брусков створки, предназначенная для членения поля остекления с целью ее упрочения или декоративного оформления.

Основа переплета – обвязка с вставленными тонкими брусками, в которых вставлены фальцы для вставки стекол.

ОБВЯЗКА - 1) замкнутая горизонтальная рама по периметру каркасного здания, связывающая опорные сечения (верхние и нижние) вертикальных стоек; - 2) Замкнутая вертикальная рама, обеспечивающая жесткость дверных и оконных блоков.


"Обвязка" - термин универсальный, как и "каркас".
"Оправа" - это, мне кажется, термин для декоративных элементов, украшений из цветного стекла, хотя общий смысл тот же.

Также упоминается "паечный витраж":
В 10-15 веках в Европе родился так называемый паечный витраж, украсивший эпоху Средневековья и Возрождения волшебными картинами в окнах храмов и соборов. Главным отличием паечного витража было скрепление стекол при помощи свинцового прута, расплющенного в полоску и спаянного воедино в местах стыков. Из этой техники вышла одна из наиболее простых и удобных технологий изготовления витражей – техника Тиффани. ...

В ней основным крепежным элементом является медная лента, также проложенная по периметру каждого отдельного фрагмента стекла, которая cвоими загнутыми краями, как гибкими пазами, прочно удерживает стекло в нужном положении. Каждый отдельный фрагмент витража, обернутый подобным гибким каркасом, складывается рядом друг с другом в итоговую композицию, а места стыков пропаиваются оловом. На завершаюшем этапе изготовления все соединительные элементы конструкции покрывались черной или медной патиной, что создавало впечатление единой изящной сетки, охватывающей волшебные цветные стекла. ...

Крепление на основе медной ленты позволило Тиффани сделать стыки между разными фрагментами витражного изделия не только достаточно малыми – до одного-двух миллиметров шириной, но вообще имеющими произвольную ширину. Это было удобно для подчеркивания выразительности линий рисунка – основные линии могли быть четкими и хорошо заметными, а второстепенные – легкими и воздушными. Кроме того, легкий переплет и небольшие фраменты стекла позволили мастерам фабрики Тиффани создавать объемные изделия, имеющие криволинейную витражную поверхность. Наибольшую популярность из изделий этого рода приобрели абажуры для настольных ламп с коваными элементами, ставшие одной из примет эпохи модерна.


То есть, техника свинцового переплёта - это вид паечного витража, где для обвязки стёкол используется свинцовый профиль (расплющенный свинцовый пруток), который соединяется пайкой по периметру стыков.
... или где каркас витража образован ...
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Чт фев 18, 2010 22:42

ibm писал(а):То есть, техника свинцового переплёта - это вид паечного витража, где для обвязки стёкол используется свинцовый профиль (расплющенный свинцовый пруток), который соединяется пайкой по периметру стыков.

Точнее, техника свинцового переплёта - это технология изготовления такого паечного витража, где для обвязки стёкол используется свинцовый профиль (расплющенный свинцовый пруток), который соединяется пайкой по периметру их стыков. Используется для оконных витражей.
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Сб фев 20, 2010 07:05

irina.gindlina, я когда-то переводила письменно с французского языка технические тексты (нечасто), сейчас это не очень актуально. А вот английских текстов об изделиях итальянских инженеров было достаточно. Довольно часто там встречались непереведённые фразы, которые я переводила, пользуясь своими (не очень большими) навыками перевода с французского. Приходилось рассматривать рисунки на сайтах производителей, где не всегда был английский перевод. Один раз в переводе попался очень красивый каталог иллюстраций по остеклению внутрикомнатных дверей с подписями на итальянском языке.

Итальянский язык красив, а итальянские технологии своеобразны (национальны). Именно поэтому у меня появилась идея совместить приятное с полезным в виде вот такого семинара (хотелось бы думать, что не одного). Проявила инициативу снизу, как потребитель таких семинаров, чтобы поучиться, а также на примере понять, как должен строиться семинар по техническому переводу, как от неведения приходить к положительному знанию. Хотелось бы, чтобы это происходило коллективно, чтобы уровень участников был очень разный. Одним бы это позволило учиться, а другим - поделиться наработанными знаниями.

О витражах до этого текста не знала почти ничего, поэтому и текст простой.
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

Re: Итальянский семинар №1

Сообщение Ирина Миронова » Сб фев 20, 2010 07:50

Следующий термин - arabeschi.

Это было переведено и как узоры, и как арабески. Хоть я и написала в переводе "узоры", подумав, решила, что правильнее было бы написать конкретнее - "арабески".

Из Википедии:

Арабеска (Арабески) — вид орнамента: причудливое сочетание геометрических и стилизованных растительных мотивов, иногда включающий стилизованную надпись (под арабскую вязь или рукописную). Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.

В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске — орнаменту из геометрических мотивов).


Также встречается определение:
Арабеска - орнаментальный мотив правильно повторяющихся переплетенных между собой стилизованных побегов с листьями.
[urlhttp://www.restavratorgroup.ru/inf_component.html]например, здесь[/url]

современное
до 23.03.2010 ibm
Ирина Миронова

 
Сообщения: 840
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 07:19
Откуда: Новосибирск
Язык(-и): EN, DE -> RU

След.


Словари русского языка

www.gramota.ru
Словарь Мультитран
Язык

Вернуться в ~~ Мастер-классы и семинары

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1