Цех по изготовлению золотых цепей -2
Готовая проволока передается на участок цепевязальных станков. Обычно их несколько, потому что вариантов плетения цепочек довольно много. В нашем случае цепевязальные станки были фирмы SISMA. Да и вообще, говорят, что фирм-производителей таких станков в мире крайне мало, а почему – будет ясно из дальнейшего.
Необходимое отступление. Самые простые виды плетения: якорное и панцирное. Якорная цепь: с прямыми звеньями. Панцирная: звенья после продевания и спаивания закручивают на определенный угол.
Рискну все-таки ссылку вставить:
http://www.jewellerytech.ru/chains/chai ... id=chns_mc
Тут, по крайней мере, простые цепи хорошо видны. Для более сложных рисунки не совсем внятные.
И якорные цепи, и панцирные могут быть одинарными, двойными и тройными. Для двойной цепи звено нанизывается на два предыдущих и цепь выглядит более «плотной» (для тройной – аналогично, одно звено нанизывается на три предыдущих звена). В нашем случае якорные и панцирные цепи плели на одних и тех же станках, меняя только оснастку.
В принципе, есть два типа цепевязальных станков – обжимного и спирального типа. Якорную цепь, изготовленную на разных станках, итальянцы даже и называют по-разному (rollo’ или forzatina). Различить их специалист может по месту расположения места спайки: либо на конце звена, либо в середине. И еще, если я поняла правильно, вариант «ролло» дает более вытянутое звено, а forzatina – круглое. На наших станках получался второй вариант, стало быть, forzatina. Предполагаю, что это были станки обжимного типа.
Оснастка включает следующие основные элементы. Во-первых, конечно, ригель – на него наматывается проволока и от его формы зависит форма звена. Например, можно сделать вариант панцирной цепи – ромб, если просто взять ригель ромбовидной формы. Итак, сначала проволока наматывается на ригель в спиралеобразователе. Затем ножом отрезается отдельное звено, захватывается в т.н. «фасоны», которые формируют звено, потом звено захватывается пинцетами, подается вперед, нанизывается на предыдущее звено, спаивается с помощью лазера. В других моделях может быть другой способ спайки, но вроде лазерный самый продвинутый. Надо только лазерное пятно точно настроить. Для двойной цепи, когда надо одно звено надеть на два, используется поддув сжатым воздухом через тонкие трубочки, которые помогают этой операции, иначе трудно продеть звено. Для панцирной цепи после нанизывания еще выполняется поворот.
Вообще все эти операции требуют прецизионной настройки. Поэтому при настройке на станок устанавливают микроскоп. Звенья мелкие, и они должны точно попадать в нужное положение. Опять же, если плохо сфокусирован лазер, пайка получается недостаточно прочной, а в результате непрочной будет и цепь. Итальянец-настройщик для проверки наступил на один конец цепи ботинком и безжалостно тянул ее плоскогубцами. Цепь вытянулась, но не порвалась. Значит, лазер был сфокусирован нормально.
Хорошо связанная цепь должна висеть ровно, без закручивания (допускается лишь небольшой поворот). Если для панцирной цепи «перекрутить» звенья, то как раз этот дефект возникнет.
Для других видов цепей есть свои станки. На нашем участке был еще станок для изготовления «фигаро» (цепь с несколькими короткими и одним длинным звеном), на котором после смены оснастки можно было делать еще «бабушкино плетение» (его чаще называют «нонна»). Для «бабушкиного плетения» устанавливалась еще игла для поддержки звеньев в определенном положении.
Честно говоря, как я ни старалась уловить все стадии перемещения и продевания звеньев (с помощью микроскопа, конечно), не могу сказать, что мне это удалось в полной мере. Так что настройка цепевязального станка мне кажется очень непростым делом, требующим аккуратности и большого опыта! Особенно для «нонны»: там еще и игла мелькает…