Wladimir » Сб янв 23, 2016 22:51
Артуро Перес-Реверте
"Готы императора Валента"
XL Semanal - 13/09/2015
Часть 2
Всё это подводит нас к сути проблемы: Европа - или как бы мы ни называли эту среду процветающих прав и свобод, экономического и общественного благосостояния - подточена изнутри и подвергается опасности извне. Она не может, не хочет а, возможно, и не должна защищаться. Налицо абсурдный парадокс: мы сочувствуем варварам - даже аплодируем им - и, в то же время, хотим, чтобы наш привычный образ жизни оставался неизменным. Но так просто не получится. Готы будут продолжать прибывать - волна за волной, - заполоняя границы, дороги и города. И они по-своему правы: у них есть как раз то, чего не хватает Европе - молодость, жизненная сила, решимость и голод. В таких случаях есть немного альтернатив, в том числе и исторических: если пришельцев мало, то они интегрируются в местную культуру и обогащают её, а если их много, то они её трансформируют или уничтожают. Разумеется, не за один день. Империи распадаются веками.
Перед нами следующие ключевые проблемы: интеграция готов в состав империи, когда их слишком много; конфликты, вызываемые их присутствием; права, которые они приобретают или должны приобрести и, - что логично и справедливо, - которыми они пользуются. Но ни в Римской империи, ни в сегодняшней Европе всего для всех не хватает - ни работы, ни еды, ни больниц, ни комфортабельного жилья. Кроме того, даже для самых сознательных не одно и то же сострадать беженцу на границе, матери с ребёнком, пробирающейся через колючую проволоку, или тонущую в море, и видеть их же, живущих в какой-нибудь хибаре рядом с их домом, садом или полем для гольфа. Иногда жульничающих, чтобы выжить в обществе, в котором у крёстных-фей сломались волшебные палочки, и прохудились мешки с подарками. В обществе, в котором уже не все могут достичь того, к чему стремятся, - увы, таких среди нас всё меньше и меньше. И конечно, некоторые кварталы, города превращаются в пороховые бочки с запалённым бикфордовым шнуром. И время от времени они вспыхивают, потому что по-другому и быть не может. Особенно в Европе, где интеллектуальные элиты исчезают, задыхаясь от посредственности, а власть захватывают, как мы видим, невежественные политики и популисты всех мастей. Крайним средством будет, наверное, полиция - более жёсткая и готовая к репрессиям, ставшая орудием тех, кому есть, что терять. Это приведёт к новым конфликтам: обделённые будут требовать желаемого, а разгневанные граждане - репрессий и законного возмездия. Далее, - и очень скоро, - появятся группы воинствующих ксенофобов, множащиеся по всей Европе. А с другой стороны - группы несчастных, тоже выбравших путь насилия, как средство избавления от голода, притеснений и несправедливости. Кстати, часть римлян также участвовала в грабежах - для того, чтобы добиться расположения готов, или по собственной инициативе. Этим занимались не только варвары. Итак, никакой Римский мир не благоволит ко всем в равной мере, и Историю не остановить. "Но должно же быть какое-то решение!" - восклицают авторы передовиц, завсегдатаи тусовок и граждане, не способные понять (ведь этому не учат в школах), что Историю не решают - её проживают, а в лучшем случае читают и изучают, чтобы предотвратить явления, которые никогда не являются новыми, так как часто новое в истории человечества - это забытое старое. И ещё мы забываем, что не всегда есть решение. Иногда ничего нельзя поделать просто по закону природы: новые времена – новые варвары. Многое из старого сохранится, смешавшись с новым, но Европа, которая просветила мир, приговорена к смерти. Возможно, со временем это скрещивание породит другие империи - лучшие, чем эта, - но ни вы, ни я этого уже не увидим. Нам сходить на следующей.
При таком развитии событий есть только две разумные альтернативы. Первая - это искать утешения в объяснениях науки и культуры для того, чтобы, если не предотвратить неизбежное, то хотя бы понять, почему всё идёт к чертям. Как тот римлянин, которого мне нравится представлять, – спокойно смотрящего из окна своей библиотеки на то, как варвары грабят Рим. Потому что поняв, легче принять. И пережить.
Другая разумная альтернатива, мне кажется, - это воспитывать молодёжь, думая об их детях и внуках. Чтобы они ясно понимали вызовы нового мира и встречали их с мужеством, гуманизмом и здравым смыслом. Чтобы они адаптировались к неизбежному, сохраняя, по возможности, то хорошее, что оставляет после себя этот исчезающий мир. Надо дать им инструменты для выживания на территории, на которой какое-то время будет царить хаос, насилие и опасность. Чтобы они сражались за то, во что верят, или смирились с неизбежным, но не по глупости или слабости, а ясно понимая смысл происходящего. Сохраняя интеллектуальную невозмутимость. Чтобы они были такими, какими захотят или смогут стать: сделаем их греками, которые думают, троянцами, которые сражаются, римлянами, сознающими, - когда придёт время, - достойную гордость самоубийства. Сделаем их метисами, способными выжить, готовыми встретить лицом к лицу новый мир и улучшить его. Но только не будем вводить их в заблуждение дешёвой демагогией и сказочками в стиле Уолта Диснея. Пора уже в школе, дома и в жизни разговаривать с нашими детьми, глядя им прямо в глаза.
extraneus apud extraneos