Получив множество отзывов на предыдущий перевод, я пойду на риск и выложу здесь еще один свой труд. Сделан он с учетом всех комментариев и опыта, полученного из подробного разбора предыдущего перевода. Прочитал я и несколько глав из книги Норы Галь, это тоже сказалось на моей работе. Я прошу прощения за то, что сам текст по содержанию своему не сильно отличается от предыдущего, я просто не знаю, откуда брать новые статьи, поэтому приходиться их брать из одного источника. Обсудить текст я хочу в аспекте перевода.
Здесь находится английский оригинал: http://www.christianpost.com/news/the-god-particle-not-the-god-of-the-gaps-but-the-whole-show-80307/
А вот и сам текст:
На днях сделанное Питером Хиггсом предсказание получило подтверждение. Не обошлось и без серьезных возражений сомневающихся. Однако оно не напрасно было прославлено, это вдохновляющее вещество, из которого состоит современная наука – награда для усердно работающей многие годы международной команды специалистов за интеллектуальную самоотдачу и научную доблесть.
Хиггсовый бозон окрестили “частицей бога”, встревожив этим многих физиков, в том числе Питера Хиггса и Лоуренса Краусса . Кроме того, последний, в своей статье для Ньюсвик, возможно ненамеренно, дает новое толкование названию частицы: “Используя свой выдающийся разум и не без помощи искуснейших инструментов, люди только что, может быть, заметно продвинулись к тому, чтобы заменить метафизические спекуляций проверяемыми опытным путем знаниями. С этих пор, хиггсова частица стала, по-видимому, более уместна, чем Бог.” В свою очередь Краусс никуда не продвинулся, ведь его заявление также представляет собой не научное утверждение, а очередную метафизическую спекуляцию, в основе которой лежит смесь высокомерия и неверного представления о Боге.
Что имеет ввиду Краусс под “Более уместна, чем Бог?” Уместна к чему? В качестве ответа на вопрос о том, как работает Вселенная, хиггсова частица, безусловно, уместней Бога. Другое дело – вопрос о том, почему вообще существует Вселенная, в которой мы можем заниматься физикой элементарных частиц. Двигатель внутреннего сгорания, вероятно, будет лучшим, чем Генри Форд, ответом на вопросе о том, как работает автомобиль, но он ничего не скажет нам о том, откуда вообще появился автомобиль. Пренебрегая метафизикой, легко допустить ошибку в категориях, как это делает Краусс, спутав механизмы и/или законы с деятельностью агента.
Кажется, Краусс и не догадывается, что ни один разумный монотеист не принял бы его представление о Боге. Его «Бог» есть просто-напросто «Бог белых пятен», из разряда «Это нечто мне непонятно, следовательно, за этим стоит Бог». В итоге, Краусс, вслед за Дарвином и Хокингом , мыслит Бога как объяснение мира, конкурирующее с научным. Сходную ошибку допускает человек, считающий объяснение автомобиля Форд в терминах Генри Форда как его изобретателя и конструктора противопоставленным объяснению этой машины в категориях механизмов и законов. Господь Бог не является “Богом белых пятен”, но Богом всего целого.
И вправду, именно вера в разумного Создателя убедила великих первопроходцев: Галилея, Кеплера, Ньютона, Максвелла и Бэббиджа в возможности научных исследований. К.С. Льюис выразил эту мысль следующим образом: «Люди обратились к науке, потому что предполагали существование законa в природe, a существование законa в природе предполагалось ими потому, что они верили в Создателя этого закона».
Мелвин Калвин, лауреат Нобелевской премии по химии, видит истоки важного для науки представления об упорядочении природы в следующем основополагающем заключении: «Вселенная подвластна единому Богу, а не является результатом совокупности прихотей множества богов, управляющих каждый своей областью по своим законам. Этот монотеистический взгляд, по-видимому, и стал исторической основой современной науки».
Несмотря на это, по мысли Лауренса Краусса, хиггсовый бозон «приблизит науку к полному избавлению от необходимости прибегать к различным сверхъестественным махинациям, начиная с вопроса о становлении Вселенной.» Тем не менее, даже Исаак Ньютон не считал, что открытый им Закона всемирного тяготения освободит его от необходимости обращаться к Богу. Напротив, это изумительное открытие побудило ученого написать замечательный труд Principia Mathematica, его магнум опус. Который, как он надеялся, побудит мыслящего человека поверить в Бога.
По мере постижения математической структуры Вселенной, Ньютон все больше восхищался мудростью Создателя, а не начинал в ней сомневаться. Для каждого живого человека, не считая тех, кто по своей воле избрал слепоту, очевидно, что восхищение гениальностью Роллса и Роя будет возрастать одновременно с пониманием инженерии, разве это не естественно. Тем же образом, чем больше мы знаем о бозоне Хиггса, тем…?
Более того, разве можно действие более мудрее, чем отказ от Бога, сопровожденный унизительным описанием его действий словами «сверхъестественные махинации”, для человека, который, если я его правильно понимаю, считает, что Хиггсовое поле и есть то самое “ничто”, из которого Вселенная сама себя создала (что содержит в себе внутренне противоречие) посредством “бесцельной квантовой отрыжки».
Подобное редукционистское исследование поможет нам понять смысл происходящего не больше, чем исследование частиц краски - понять потолок Сикстинской Капеллы - не говоря уже о безумной идее, объявляющей создателями картины частицы красок, из которых она состоит. Благодаря исследованию частиц краски можно понять как создать новую краску, но не новую картину.
Если Краусс прав, и происхождение Вселенной действительно началось с бесцельной квантовой отрыжки, тогда такая же бесцельность присуща и нашему с вами разуму. Хотя автор, с некоторой очаровательной иронией, и предоставляет нам обоснованную причину сомневаться как в надежности человеческих мыслительных способностей, так и в истинности любых представлений, убеждений или утверждений ими производимых, включая и те, на которых держатся: понятие Хиггсового бозона, атеизм и, конечно же, мистификации. То есть, науке противостоит не Бог, а крауссовский атеизм.
Философ Людвиг Витгенштейн указывал на невозможность найти смысл системы в ней самой. Поэтому смысл Вселенной можно найти там, где его находили Ньютон и Максвелл – в Боге. Что мы скажем о Бозоне Хиггса? Все просто: Бог его создал, Хиггс предсказал, а Церн нашёл. Мы справедливо отмечаем два последних факта, так что же с первым?
Ответ на этот вопрос, данный Джеймсом Максвеллом, начертан на двери самой известной в мире физической лаборатории: Кавендишской, расположенной в Кэмбридже: «Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные. »
Здесь с расшифровкой примечаний: http://m1kle.ru/library_lennox_not_the_God_of_the_gaps.php
|
||
Новости Энциклопедия переводчика Блоги Авторский дневник Форум Работа Декларация Поиск О нас пишут Награды Читальня Конкурсы Опросы | ||