Tanka писал(а):Владимир Морозов писал(а):Автору первоначального вопроса важно помнить, что ИП всегда и везде остаётся физическим лицом, в какие бы правоотношения он не вступал.
Владимир, формально это так, но исключительно в теории, а не на практике.
На практике ИП рассматривается налоговыми инспекциями и банками наравне с полноправными юрлицами. И служащие в банках меня не понимают, когда я пытаюсь им объяснить, что я
не юрлицо: ИП практически всегда рассматривается банками как юрлицо. .... И кассовая дисциплина, и лимит наличных средств, и тарифы на обслуживание счета юрлица
на практике присутствуют. По умолчанию я для банка считаюсь юридическим лицом. А чего там в теории - меня уже не волнует, увы.
А напрасно, Tanka!
То что такое положение вещей имеет место быть, я и сам выше отмечал. Но это не означает, что ипешникам остается лишь сложить руки или "встать в позу", как образно говорилось одним из участников, и смиренно выполнять абсурдные требования тех же банков. Особенно, когда дело доходит до попыток налоговиков предъявить к ИП штрафные санкции за мнимые нарушения в этой сфере. Вот тут-то многие ипешники и перестают молчать и начинают отстаивать свои права, в частности, в судах. И, как ни удивительно, довольно часто добиваются успеха. А с решениями Высшего арбитражного суда даже банкам спорить уже сложно. Чтобы не быть голословным, ниже привожу пример такого решения как раз по одной из затронутых вами проблем. Причем вслед за ВАС аналогичное решение пришлось принять и налоговикам. Кстати, там же содержится и ответ на часто упоминавшееся приравнивание ипешников к коммерческим организациям в ГК. Наиболее показательные моменты выделены мной цветом. При этом заранее извиняюсь за воспроизведение здесь длинных документов - но о ссылкам их мало кто станет смотреть, тогда как они имеют чрезвычайно важное значение для всех ИП.
ВАС РФ: предприниматели не обязаны вести кассовую книгу9 июля 2010
Наконец-то Президиум ВАС РФ высказал свою позицию по вопросу о том, должны ли предприниматели соблюдать кассовую дисциплину. Вывод высшей арбитражной инстанции порадует предпринимателей:
налоговики не вправе штрафовать ИП за отсутствие кассовой книги. До сих пор на уровне ФАСов не было единодушного мнения на этот счет. Можно надеяться, что после официального обнародования позиции Президиума ВАС (дело рассмотрено 29 июня, реквизиты постановлению пока не присвоены) судебная практика во всех округах будет складываться в пользу предпринимателей.
Суть спора и мнение ФАСВ ходе проверки налоговики установили, что предприниматель, применяющий «вмененку», не вел кассовую книгу, не оприходовал денежные средства, и не имел специальной комнаты, а также сейфа для хранения наличности. В связи с этим инспекция привлекла его к ответственности, предусмотренной в статье 15.1 КоАП РФ «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» (штраф на должностных лиц, к которым приравниваются ИП — от 4 до 5 тыс. руб.). Предприниматель обратился в суд, и как оказалось, не зря.
Судьи первой и кассационной инстанции поддержали плательщика (см. постановление ФАС Поволжского округа от 18.11.09 по делу № А57-11519/2009). Арбитры, в частности, отметили, что привлечь к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ можно только за нарушение Порядка ведения кассовых операций в РФ (утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40), и Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ (утвержден ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П).
А эти нормативные акты устанавливают обязанности, в том числе по ведению кассовой книги, только для предприятий, учреждений, организаций. Данный вывод следует из текстов упомянутых документов, в которых не говорится о том, что ИП должны вести кассовую книгу.
К тому же унифицированные формы документации по учету кассовых операций (в частности, форма кассовой книги КО-4 «Кассовая книга») распространяются только на юридических лиц. Об этом прямо сказано в пункте 2 постановления Госкомстата от 18.08.98 № 88 (в ред. от 03.05.2000 № 36).
В свою очередь, налоговики, ссылаясь на пункт 3 статьи 23 Гражданского кодекса, пытались доказать, что ИП обязаны применять Порядок ведения кассовых операций. Однако им это не удалось. Указанная норма гласит: к деятельности предпринимателей применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юрлиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Таким образом, отметили судьи, эта норма уравнивает предпринимателей и компании только в отношении соблюдения норм ГК РФ, а эти нормы не регламентируют правила ведения кассовых операций. Кроме того, в приведенной статье ГК РФ имеется оговорка: «если иное не вытекает из закона, иных правовых актов». Порядок ведения кассовых операций как раз и является «иным правовым актом», отмечено в постановлении ФАС.Позиция ВАСНалоговики не согласились с данным выводом, и обратились в высшую арбитражную инстанцию. Коллегия судей ВАС РФ решила передать это дело на рассмотрение Президиума (определения от 19.04.10 № ВАС-1411/10), хотя, заметим, ранее в подобных спорах не видела оснований для пересмотра.
В своем определении тройка судей указала на неоднозначность судебной практики по описанной проблеме. Любопытно, что арбитры, поддерживающие проверяющих, руководствовались теми же положениями законодательства, что и судьи, отменявшие решения налоговиков (см. выше). Но трактовали их по-разному.
Если же ИП применял «вмененку», добавлялся еще один довод в защиту позиции налоговиков: ссылка на пункт 5 статьи 346.26 НК РФ. В нем сказано, что плательщики ЕНВД обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах. Аналогичное правило для предпринимателей-«упрощенцев» прописано в пункте 4 статьи 346.11 НК РФ. Судьи отмечали: нигде в Налоговом кодексе не оговаривается, что предприниматели обязаны соблюдать действующий порядок ведения кассовых операций лишь в определенной части. Исходя из этого, арбитры соглашались с налоговиками, штрафовавшими предпринимателей за несоблюдение кассовой дисциплины.
Однако Президиум ВАС РФ, рассмотрев описанный спор, признал правомерным подход, которые применили нижестоящие суды. Их решения были оставлены в силе, а заявление налоговиков без удовлетворения. Обоснование позиции Президиума ВАС РФ будет известно после того, как текст постановления появится на сайте этого суда.
Источник: БухОнлайн.ру Комментарии
• Александр Погребс, 2 августа 2010, 10:37
Текст постановления вот здесь:
http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=10204Источник <http://www.buhonline.ru/pub/news/2010/7/3495>
586_165155
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 1411/10
Москва 29 июня 2010 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
составе:
председательствующего – Председателя Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Амосова С.М., .....
рассмотрел заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 10.08.2009 по делу № А57-11519/2009 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2009 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя. Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова . Тюфтий Д.Г.;
от индивидуального предпринимателя Сметанкиной Т.А. – Астахов С.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Березия А.Е., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Постановлением Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова (далее – инспекция) от 10.06.2009 № 159 (далее – постановление инспекции) индивидуальный предприниматель Сметанкина Т.А. (далее – предприниматель) привлечена
к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 4 000 рублей.
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 10.08.2009 заявленное требование удовлетворено: постановление инспекции признано незаконным и отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 18.11.2009 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, в частности статьи 15.1 КоАП РФ, и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на заявление предприниматель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц,
Президиум считает, что заявление инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки инспекцией деятельности предпринимателя, связанной с порядком работы с денежной наличностью и полнотой учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники за период с 01.05.2007 по 02.06.2009, установлено, что предпринимателем не
ведутся кассовая книга, оборотно-сальдовая ведомость по дебету счета 50 «Касса», в результате чего за указанный период не оприходованы 172 285 рублей, полученных с применением контрольно-кассовой техники. Кроме того, выявлены нарушения порядка работы с денежной наличностью: не оборудована комната, предназначенная для приема, выдачи и временного хранения наличных денег, отсутствует сейф (металлический шкаф) для
хранения денег и ценностей.
Суды первой и кассационной инстанций, признавая постановление инспекции незаконным и отменяя его, исходили из того, что основаниями для привлечения к административной ответственности, предусмотренными статьей 15.1 КоАП РФ, являются нарушения требований работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, установленных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40 (далее – Порядок), и Положением о правилах организации наличного денежного обращения на
территории Российской Федерации, утвержденным Советом директоров
Банка России 05.01.1998 № 14-П.
Суды указали, что упомянутые нормативные акты Центрального банка Российской Федерации в части, касающейся оприходования в кассу денежной наличности, порядка хранения свободных денежных средств, не распространяются на индивидуальных предпринимателей, и сделали вывод о том, что предприниматель не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения. Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими
организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 Порядка к числу предприятий отнесены предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности.
В соответствии с пунктом 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и
Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Довод инспекции о том, что для предпринимателей сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций в силу Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Налогового кодекса Российской Федерации является ошибочным. Согласно пункту 2 статьи 4 названного Закона граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством.
Вместе с тем налоговое законодательство определяет порядок ведения учета доходов и расходов для целей налогообложения.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что
действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств, а следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ. При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 10.08.2009 по делу № А57-11519/2009 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.11.2009 по тому же делу оставить без изменения.
Заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Саратова оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Иванов
Источник <http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=10204> =============================================================================
Минфин: порядок ведения кассовых операций на предпринимателей не распространяется24 марта 2011
Минфин России в письме от 02.03.11 № 03-01-10/1-15 в очередной раз обратился к теме соблюдения индивидуальными предпринимателями кассовой дисциплины. Чиновники напомнили:
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее — Порядок)* на предпринимателей не распространяется.Свое мнение чиновники обосновывают
положениями самого Порядка и
точкой зрения Президиума ВАС РФ по данной проблеме.В частности в пункте 1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. В пункте 3 Порядка сказано, что для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. А пункт 12 Порядка гласит, что кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций.
В то же время,
в постановлении Президиума ВАС РФ от 29.06.10 № 1411/10 сказано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств.Из этого в Минфине делают вывод: индивидуальные предприниматели не обязаны соблюдать существующие правила ведения кассовых операций.
____________________________________-
* Утвержден решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.93 № 40.
Источник: БухОнлайн.ру
Источник <http://www.buhonline.ru/pub/news/2011/3/4465> Оригинал документа:МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМОот 2 марта 2011 г. N 03-01-10/1-15
Вопрос: Об отсутствии оснований для проведения налоговыми органами контрольных мероприятий по соблюдению должностными лицами учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций.
Ответ:
Министерство финансов Российской Федерации совместно с Федеральной налоговой службой рассмотрело обращение и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" функция определения порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации возложена на Банк России.
Согласно п. 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40, для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Пунктом 1 Порядка определено, что предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
В соответствии с п. 12 Порядка кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (далее - Постановление) для юридических лиц всех форм собственности, кроме кредитных организаций, утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Пунктом 2 данного Постановления предусмотрено, что указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, кроме кредитных организаций, осуществляющих кассовое обслуживание физических и юридических лиц.
Согласно п. 2.14 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (далее - Положение N 14-П), утвержденного Протоколом Совета директоров Банка России от 19.12.1997 N 47, учреждения банков не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью.
Предприятия, подлежащие проверке, определяются руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью (Приложение N 7 к Положению N 14-П).
Таким образом,
Положение N 14-П и вышеуказанный Порядок на индивидуальных предпринимателей не распространяются. Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 1411/10 определено, что
действующим законодательством не предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей по оприходованию в кассу денежной наличности и соблюдению порядка хранения свободных денежных средств, а следовательно, отсутствуют правовые основания для привлечения их к административной ответственности в соответствии со ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Содержащееся в данном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является
общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В соответствии со ст. 15.2 КоАП РФ невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций влечет наложение административного штрафа.
В этой связи, а также учитывая, что
ответственность за несоблюдение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, налоговыми органами контрольные мероприятия по соблюдению должностными лицами учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением индивидуальными предпринимателями правил ведения кассовых операций не проводятся.
Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ
===================================================================================
С такими документами в руках, Tanka, можно и с банками смело спорить!