Страница 1 из 4

México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Чт апр 30, 2009 14:14
Rosomaja
Так называется старейшая и знаменитая мексиканская песня, которую поют лучшие голоса Мексики. Вот исполнение бесподобного Хавьера Солиса:

http://www.youtube.com/watch?v=wfFgjAvZuEo

Не претендуя на большой охват темы, начну с публикаций своих недавних фотографий, сделанных во время поездки декабря 2008-января 2009 гг. Во время поездки, на второй день пребывания на мексиканской земле, я заболела мексиканской свинкой :lol: (ничего смешного), поэтому объем моих туристических маршрутов сильно сократился.

Вот мой маршрут, под влиянием обстоятельств и друзей:

- город Мехико
- Пуэбла де Сарагоса
- Оахака
- перешеек Теуантепек (Эль Эспиналь, Теуантепек, Хучитан) - это все штат Оахака
- опять Пуэбла
- штат Чиапас.

Это мои обычные маршруты. В этот раз было новое - вклинился замечательный штат и город Оахака, прекрасное туристическое направление, бесподобная колониальная атмосфера. Для меня Оахака была открытием.

Описанный маршрут является несколько странным, ибо он нелогичен, и полон объездов и непредвиденных крюков. Однако, я не жалею ни о чем. Везде живут мои друзья, и я нигде не оставалась без внимания. Везде мною активно занимались, и меня переполняет самая искренняя благодарность к этим людям.

Первое направление - это город Пуэбла, Пуэбла-де-лос-Анхелес (так ее назвали первые испанские поселенцы), современное название - Пуэбла-де-Сарагоса (в честь молодого генерала Игнасио де Сарагоса, который 5 мая 1862 г. одержал победу над французским корпусом). Я очень люблю этот город, и не устаю интересоваться его историей. Пуэбла - это чудо. Это вулкан Эль Попо (ПопокатЕпетль), это гора Малинче, это дивные колониальные соборы, это старейшая история доиспанской Мексики, это краски, это мавританский декор, это легенды... Наконец, это знаменитая побланская кухня, известная всей Мексике. Засахаренные фрукты - камоте, разнообразные моле, и знаменитый ликер, рецептуру которого придумали монашки монастыря Санта-Клара: ромпопе (кстати, его можно сделать своими руками). :grin:

Вот лишь часть сделанных в Пуэбле фотографий. Специально для поездки в Мексику был куплен зеркальный фотоаппарат, но я еще не научилась им пользоваться... Поэтому что есть - то есть.

http://s563.photobucket.com/albums/ss76/Tarakihi/Puebla%20de%20Zaragoza%202009/?albumview=grid - сделать клик на первую фотографию, и потом листать направо.

- я начала свою прогулку с Пасео Браво (названного в честь знаменитого политика Николаса Браво), дошла до старейшей церкви Св.Девы Гвадалупской, и далее - по центральной узкой улице Реформа, которая привела меня на Сокало (так в Мексике называется центральная площадь в любом городе). Это была замечательно приятная прогулка.

http://s563.photobucket.com/albums/ss76/Tarakihi/Puebla%20de%20Zaragoza%20-2/?albumview=grid -

- продолжение.

Умный комментарий :grin: (далеко не исчерпывающий) вот тут:

http://tetarakihi.livejournal.com/2045.html#cutid1
- в эту заметку тоже будут добавляться фотографии.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Чт апр 30, 2009 21:34
Rosomaja
Культура Мексики - это бездонный и незнаемый колодец, в который падаешь с упоением, и чем глубже - тем интереснее... Чтобы не запутать читателя, расскажу кратко.

Мексика состоит из 31 штата. Каждый регион настолько своеобразен, что считается отдельной "землей", со своими традициями и обычаями. У каждого региона есть свой традиционный народный костюм: например, у Оахаки есть своя "теуана" (tehuana) - это костюм, который однажды нарисовал Диего Ривера, и который Фрида решила надеть на свою свадьбу с Диего, отринув традиционное европейское свадебное платье. Это наряд женщины Теуантепека, который так ярко живописал Эйзенштейн в своем знаменитом фильме "i Viva Mexico!" (новела первая: Сандунга).

В штате Чиапас есть свой региональный костюм - "chiapaneca". Обожаю этот костюм! Нет ничего красивее... Этот костюм мне ближе всего, но про него тоже расскажу потом.

В старинном городе Пуэбла тоже есть свой костюм - и именно он стал СИМВОЛОМ МЕКСИКИ! Называется он "china poblana". Однако, не побоюсь сказать, что к Китаю этот костюм не имеет никакого отношения...

Легенда говорит, что в семнадцатом веке бездетной семье одного богатого сеньора Пуэблы привезли по их просьбе девочку из далекой страны - говорят, что она была монголка, однако есть источники, которые утверждают, что она была из богатой индийской семьи, и привезли ее из Дели, однако по дороге девочка претерпела много приключений, ее даже однажды украли пираты. Звали ее Мирра.

Семья богатого сеньора удочерила девочку, и она так и прижилась в Пуэбле, а затем вышла замуж на слугу священника храма при колледже иезуитов, настоящего китайца. В крещении девушка получила имя Катарина де Сан Хуан. Катарина всегда одевалась, сохраняя национальный индийский стиль - расшитые ярким шелком блузка и юбка, причем она носила юбку так, что та была похожа на сари. Умерла Катарина в глубокой старости, причем под старость к ней пришел дар пророчества - люди приходили за многие мили, дабы спросить ее совета. После смерти некоторые прихожане стали молиться Катарине как святой, однако церковь приняла дисциплинарные меры и быстро прекратила несанкционированные действия.

Вышеизложенное является легендой, ибо другие источники утверждают, что Катарина де Сан Хуан была монашкой и всегда носила только монашеские одежды.

Тем не менее, многие жительницы Пуэблы стали копировать яркий стиль одежды индианки, и впоследствии был разработан национальный побланский костюм - Сhina Poblana, состоящий из яркой блузки и двух юбок - верхней и нижней с кружевами. Впоследствии, кстати, костюм был доработан так, что в нем повторялись цвета мексиканского флага - зеленый, белый, красный. (о-о-о, как мексиканцы обожают свой флаг!)

Говорят, что Анна Павлова в своем турне по Мексике очень интересовалась национальными костюмами разных штатов Мексики, и выбрала костюм Чины Побланы, дабы станцевать в нем знаменитый мексиканский танец Jarabe Tapatio* (что было в диковину - она исполняла фольклорный танец на пуантах).

Есть также мнение, что слово "чина" не имеет испанских корней, а было заимствовано из языка КЕЧУА, где означает служанку-метиску. С другой стороны, есть обыкновенное мексиканское слово "chinita", которым ласково обращаются к местным индейским женщинам (а также не-индейским, а просто к девочкам).

Как бы то ни было, но Чина Поблана настолько знаменита, что если бы ее не было, то стоило бы выдумать.


Примечание: * Jarabe Tapatio, национальный танец Мексики, известен всем владельцам телефона Nokia - это так называемый Hat Dance.

Скульптурная фигура Чины Побланы стоит на развилке дорог в городе Пуэбла - недалеко от автобусного терминала. Невозможно себе представить, но мне, за множество раз пребывания в Пуэбле за десять лет - ни разу! не удалось сфотографировать этот памятник... Тому есть весьма материальные причины - это оживленный перекресток (не знаю как правильно назвать по-русски) - glorieta, где невозможно припарковать машину. Пешком туда идти далеко (что вовсе меня не оправдывает, я еще и не туда ходила в Пуэбле)... Поэтому, хоть мне и стыдно, даю стороннюю фотку этого памятника:

Изображение

А вот необычное, керамическое исполнение любимой "чины" в одном из кафе на старинном переулке Лос Сапос (Los sapos), где продается всякая антикварная всячина:

Изображение

Эта Чина ростом почти с меня, и мне подумалось, что она стоит примерно столько же, столько билет из Москвы в Мехико. :lol: Но зато в этой Чине сплелись две самые характерные черты Пуэблы - любимый женский персонаж, и характерная побланская керамика, называемая "talavera" (в честь города в Испании, знаменитого своей керамикой. Надо сказать, видела я эту орнигинальную испанскую талаверу, и хочу заявить, что я обнаружила лишь небольшое стилевое сходство с побланскими изделиями).

Хозяева этого кафе, где продается талавера (которые побывали в России еще при Брежневе!) подарили мне чашку, а я у них купила большое блюдо и две креманки, которые до сих пор стоят у меня дома, и я ими горжусь. Это дорогие вещи, и не столько по цене, сколько по знаку дружбы. На самом деле, хозяева являются владельцами фабрики, выпускающей оригинальные, сделанные в старинном стиле, изделия.

Изображение

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Вс май 03, 2009 10:33
Rosomaja
Каждый свой пост я бы могла начинать все теми же словами - историю и культуру Мексики можно узнавать бесконечно, и этот процесс доставляет истинное удовольствие! Про Пуэблу говорить еще приятнее - ведь это один из крупнейших городов Мексики, и, пожалуй, - самый исторический из всех исторических городов Мексики и всего Нового Света.

Прогуливаясь по главной площади Пуэблы (iQue zocalito tiene nuestra Pueblita! - как-то заметил, усмехаясь, мой знакомый из Пуэблы), я зашла в галерею муниципального "дворца". Конечно, можно было бы обойтись и без всяких там кавычек, ибо Сокало Пуэблы - это по-настоящему историческое место, и выглядит очень "по-настоящему..." (в моем фотоальбоме, ссылку на которой я даю в первом посте этой темы, есть множество фотографий побланского Сокало).

Вот фотография, которая мало о чем говорит, но которую я считаю самой художественной:

Изображение

Это вид на кафедральный собор Пуэблы из галереи муниципального дворца.

Я зашла в здание муниципального дворца, и среди прочих муниципальных выставок, агентств и магазинов, увидела целую галерею магазинов религиозного назначения (было время Рождества). В этой галерее висел вот такой рекламный баннер:

Изображение


На сердце сразу потеплело - ведь фрай Торибио де Бенавенте, по прозвищу "Мотолиния" - это основатель города Пуэбла, знаменитейший монах и деятель своего времени, один из первых историков Новой Испании.

Я начала свой фотоальбом высадкой в самом центре Пасео Браво, где стоит знаменитый фонтан, посвященный основанию города:

Изображение

Как пишет один из мексиканских порталов, посвященный архитектуре Пуэблы,

Fuente monumental dedicada a “Motolinía” fundador de Puebla. La Colonia Española de Puebla la donó a la ciudad en el Centenario de la Consumación de la Independencia, 1921.

En esta fuente se encuentra el Acta “Puebla”, reproducida en azulejo y el relieve que representa a Motolinia trazando la ciudad. Se ubica en el Paseo Bravo y la Avenida 13 Sur, frente a la Avenida Juárez.
Hermoso monumento estilo colonial, proyectado y construido por el Ingeniero Rafael Ibáñez Guadalajara, cuyas tallas delicadas se deben a don José Corro con la colaboración de los señores M. Carrasco y M. García.

La primera piedra fue colocada el 5 de mayo de 1922 siendo Gobernador provisional el Prof. y periodista don Froylán C. Manjarrez.

ссылка

Остальные фотографии и детали исторического и красивейшего фонтана можно посмотреть в фотоальбоме по первой ссылке - это самые первые фотографии. Меня именно "высадили" на Пасео Браво - туда меня привез Марио, один из ОДИННАДЦАТИ детей сеньора Гутьерреса, бывшего рабочего на текстильной фабрике, который являлся потомком итальянских эмигрантов, приехавших в Пуэблу в девятнадцатом веке. Гутьеррес-старший был основателем большой династии, и из простого рабочего вырос в большого профсоюзного деятеля. Он много раз ездил в США на заработки, и каждый раз предусмотрительно оставлял свою супругу "брюхатой" очередным ребенком, поэтому семья у него получилось крепкой и дружной. :)) (фотографию отца и матери Гутьеррес можно видеть в моем фотоальбоме-2). Что интересно, все братья Гутьерресы совершенно разные, и отец постарался дать им всем высшее образование. Марио я видела всего раза два за десять лет, но теперь-то запомню его навсегда - в этот раз он возил меня по разным местам, и на следующий день он отвез меня в соседнюю Чолулу. Там из боковой улицы я как в кошмарном сне видела несущийся на нас джип (и мы тоже были в джипе), и столкновение было неизбежно. Марио двинул на газ, и не знаю как, но мы избежали столкновения. Мне до сих пор страшно. И это не первый кошмар подобного рода, который мне довелось пережить в Мексике. И во всех подобных кошмарах виноваты члены семейства Гутьерресов, ей-Богу! Я им не говорю, конечно, а то обидятся. :))

Я потому вспомнила Марио, что он по дороге рассказал мне, как из рьяного атеиста и прожигателя жизни стал глубоко верующим человеком. Да и вид у него сейчас весьма благообразный, высохший и какой-то монашеский (как-то странно было видеть его за рулем джипа). И он совсем не похож на тот образ монаха Торибио де Бенавенте, который прославился как основатель города Пуэбла, и который теперь навсегда связан с историей Мексики, и является неотъемлемой ее частью.

Краткая информация о монахе Торибио де Бенавенте "Мотолиния" - по-русски

По-испански - гораздо интереснее!

История брата Торибио Бенавенте по прозвищу "Мотолиния" - это история Испании и история Мексики, которую читать весьма поучительно. Чем больше интересуешься, тем больше узнаешь неведомых доселе деталей, и начиная распутывать эту веревочку, узнаешь все больше и больше деталей той эпохи, которая последовала за Конкистой. Ведь помимо Конкисты как таковой, были еще и годы сосуществования двух наций, прежде чем была создана нация мексиканцев - которую они сами, мексиканцы, по праву считают самой уникальной во всей Латинской Америке (я никогда с ними не буду спорить по этому поводу, ибо считаю что они правы!).

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Вс май 03, 2009 11:13
Rosomaja
В историческом городе Пуэбла есть множество памятников тем людям, которые строили будущую нацию именно в те первые тяжелые годы, которые последовали за Конкистой.

Одним из таких людей является другой монах, который жил в одно время с Мотолинией - его зовут Себастьян де Апарисио. Мне лично этот персонаж весьма интересен в моем личном плане, и вот почему. Много лет назад состоялось мое знакомство с необычным городом Пуэбла. Туда меня привез один из племянников Гутьеррес, и его жена (они мои самые близкие дорогие друзья).

Мой первый визит был краток, и к тому же обременен личными надеждами (эта история длинна и коротка одновременно, и рассказать ее не представляется возможности). Поэтому в первый раз я мало узнала о Пуэбле, но мне этот город понравился.

Вернувшись в Россию, я стала читать историю Пуэблы, и вдруг наткнулась на сообщение о том, что якобы там, во францисканском монастыре (я его хорошо запомнила во время первого визита), есть нетленные чудотворные останки некоего монаха. Я стала распутывать эту историю и постепенно передо мной проступили очертания тех далеких времен, когда Новую Испанию стали обживать первые испанские поселенцы. Мы, безусловно, много знаем о временах Конкисты, о первых конкистадорах - о самом Кортесе, о Педро де Альварадо, о Франсиско де Монтехо, о Хуане де Грихальва, о знаменитом Кабеса де Вака...

Но много ли мы знаем о тех людях, которые своими трудами строили будущую нацию? Тот нетленный монах в Пуэбле принадлежал именно к таким - неприметным и незнатным труженикам Мексики, и его по праву можно назвать одним из первых мексиканцев - из той нации, которая сформируется в будущем.

Как небольшую памятку, я написала для себя рассказ про Себастьяна де Апарисио. Вернувшись через год в Пуэблу, я первым делом пошла во францисканский монастырь, чтобы посмотреть на его раку с нетленными мощами (мощи действительно нетленны, по крайней мере голова - а прошло уже четыреста лет, а сам Себастьян прожил почти сто!). В приделе, где находится блаженный Себастьян, продают множество сувениров, связанных с его жизнью. Говорят, что мексиканские водители - особенно родом из Пуэблы - молятся блаженному Себастьяну о даровании легкого пути. Нехитрый рассказ о его жизни - это простая картина жизни простого крестьянина-переселенца, который нашел свое призвание в далеких землях Америки. С тех пор я всегда захожу в придел того собора, где покоятся останки этого простого и такого необыкновенного человека. Дома храню его образ, купленный в том соборе, хотя не причисляю себя к истинно верующим людям.

Читать рассказ о Себастьяне де Апарисио

В фотоальбоме Пуэбла-2 есть несколько фотографий хорошего качества - я еще раз сфотографировала памятник блаженному Себастьяну - где рядом с собором стоит его образ, с вязанкой хвороста, и указывает истинный путь присевшему на корточки индейцу.

Изображение

Кстати, я заметила что в Мексике (не знаю как в других странах) и особенно в Пуэбле - любят подчеркивать, и это вошло в традицию, - образовательную и обучающую роль испанских монахов и миссионеров. Вытянутая рука, указующая путь - это каноническое изображение памятников религиозным деятелям в Пуэбле (см.фото). Здесь надо сделать оговорку: никто не посягает на религиозную традицию Мексики, но в последнее время, на волне процесса де-колонизации, стало модным искать собственные истоки мексиканского народа, опираясь на доиспанскую традицию коренных народов Мексики - ацтеков, мешиков, сапотеков, чичимеков, а также народностей майя. Мексиканцы неплохо знают свои собственные корни, и весьма двояко относятся к испанскому наследию. Каким образом мексиканцам удается совмещать почитание католических традиций и поиск собственных корней - трудно постичь, но судя по творчеству таких выдающихся мексиканских писателей как Карлос Фуэнтес и Октавио Пас, - им это прекрасно удается и без нас, то есть, без указующей руки... :))

Изображение


Фото: знаменитый епископ Пуэблы, Хуан Палафокс и Мендоса - памятник рядом с Церковью Св.Девы Гвадалупской. Епископ Палафокс оставил Пуэбле свою знаменитую библиотеку - Biblioteca Palafoxiana, которая в настоящее время располагается в Культурном центре Пуэблы (Centro cultural de Puebla), рядом с Сокало.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 10:20
Bruja Agata
С большим интересом читаю. Эх, попаду ли я когда-нибудь в Мексику...

Росомаха, а вы про синкретические культы - сплав католицизма и индейских верований - знаете что-нибудь? Насколько это распространено именно в Мексике?

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 17:36
Rosomaja
Конечно, я что-то знаю про синкретические культы в Мексике. :grin: Этот вопрос имеет прямое и непосредственное отношение к этой стране.

Чтобы узнать об интересных проявлениях синкретизма в Мексике, прежде всего необходимо иметь базовое понятие о религиозных представлениях ацтеков и майя.

Почитать - Боги древних майя (изложено просто и понятно).

Наложение религиозных понятий началось по прибытии первых миссионеров в Новую Испанию. Возникновение синкретических верований благодаря миссионерской деятельности - этот вопрос, безусловно, шире чем Мексика и Месоамерика в целом.

Как правило, первым миссионерам приходилось объяснять индейцам (чьи представления о мире кардинальным образом отличались от европейских) самые основные понятия вИдения мира. К тому же, у разных народностей были разные представления о создании мира и роли в нем различных религиозных персонажей - очень часто это картина не совпадала не только с христианскими догмами, но также сильно расходилась с представлениями, например, соседнего племени. :lol: У миссионеров, безусловно, была трудная работа. Иногда миссионерам, с целями объяснения, приходилось искать некие аналогии между индейскими богами и основными положениями христианской религии. При этом для миссионера всегда существовала опасность самому впасть в грех, проводя такое сравнение.

Индейцы часто имели совершенно другие, отличные от европейских, социально-этические нормы. Чтобы понять, чем индейцы руководствовались в своей доколониальной жизни, необходимо изучить их религию и мифологию, то есть, начать с науки истории и антропологии. Совершенно точно можно сказать одно - по индейским представлениям, христианская религия была набором совершеннейших дикостей. :grin: Прибить человека к кресту и ждать, пока он умрет на жаре - это, по индейским представлениям, акт совершеннейшего вандализма и варварства. Гораздо благороднее вырвать у него сердце на вершине пирамиды - с красивой и практичной целью, чтобы не остановился цикл жизни, чтобы солнце, которое двигается благодаря крови людей, смогло продолжать свою ежедневную работу. Безусловно, эти мифологические понятия в реальности были гораздо более изощренными, чем мое простое объяснение. Католические догмы казались индейцам чужими и неприемлемыми по сравнению с понятными и ясными представлениями собственной религии.

Нелишне будет добавить, что христианство в целом, и католичество в частности - тоже является ничем иным, как синкретической религией кочевых семитских племен. Причем, в Ветхом Завете можно найти описания не менее, а то и более диких обрядов и представлений, чем у народов Америки. Тем не менее, именно эти представления были навязаны индейцам Америки, вследствие чего получился, если так можно сказать, вторичный синкретизм.

Пример синкретизма. Жизнеописание некоторых католических святых нашло свой путь к индейским сердцам. В частности, способы казни первых христианских святых (которых изощренно казнили римляне) вполне перекликаются с принятыми способами жертвоприношения (а не казни, ибо казнь - это другое) у ацтеков, а также у других народов мира. Нет ничего такого ужасного у коренных народов Америки, что бы уже не было сделано и не практиковалось у других народов мира, и той же Европы - европейские народы в процессе исторического процесса и эволюции практиковали еще более жуткие зверства, и каннибализм был самым мягким из них.

Читать про зверства других народов мира тут - очень душеспасительное чтение. :lol:

Если говорить серьезно, что примером синкретического подхода к католическим обрядам лично для меня является почитание Св.Себастьяна в Мексике, Гватемале и Никарагуа. Если вспомнить, как погиб Св.Себастьян, и посмотреть на проявления его культа в различных месоамериканских странах - то на память непременно придут древнеиндейские ритуалы.

Этот вопрос серьезный и объемный, о нем невозможно рассказать тут.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 18:28
Bruja Agata
Вы меня, ради бога, простите за неудачную формулировку! Я знаю, что вы эксперт. :grin: Просто у меня завал всяких дел, и соображаю я плохо... вот отвлеклась на Мексику чуть-чуть, уже праздник. Читаю не спеша.

Нате вам старую заслуженную песню в новом исполнении. Мне она, впрочем, нравится в любом. Чудесная вещь.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 21:37
Vladimir Krotov
Спасибо, Наталья, за новую Пасьон, а главное, за наводку на новый её диск! Когда Вы только успеваете их отслеживать и моментально скачивать? Не мне, правда, "дадено", но, надеюсь, Росомаха не собирается таить это сокровище от остальной публики :grin: Если "не в лом", киньте ссылочку, где можно скачать этот диск при пустой кредитке? :lol: Можно и в личку. ¡Agradecimientos anticipados!

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 22:40
Rosomaja
Откровенно говоря, я не очень поняла вопрос... Конечно, синкретизм - это очень объемная тема. Но, к счастью, я себя не считаю специалистом. Скорее, я внимательный читатель специалистов. Похоже, что если я начну их пересказывать, то тоже непременно где-нибудь да впаду в ересь. :lol:

Поэтому, дам ссылку на книжку, которая мне весьма понравилась. Года три я думала, что потеряла этот материал, а он вдруг взял и нашелся, чему я очень счастлива! Эта книга написана легко, однако для ее понимания необходим хотя бы минимальный запас знания истории Новой Испании, и базовых знаний о ее коренных народах. Признаюсь, что это одна их моих любимых книжек (хотя это монография). Она рассказывает о том, что мне интересно. Я читала запоем, и из этого вида запоя долго не могла выйти. :grin: Более того, никак не желаю лечиться, и никакие детокс-программы не помогают, ха-ха!

С-к-о-л-ь-з-с-к-а-я з-е-м-л-я - чуть прокрутить вниз, там есть обложка книги (на англ.языке) и ссылки на ее доступные главы (но не весь текст книги доступен, насколько я вижу). Кому интересен вопрос, и если начнете читать - то не пожалеете.

Эта монография рассказывает о разнице мировосприятия между христианством и язычеством месоамериканских народов, населяющих территорию современной Мексики. Книга в том числе рассказывает о том, как воспринимал мир католик, испанский миссионер, какие способы объяснения искал для индейцев, в том числе и лингвистические - ведь многих понятий, выработанных европейской культурой, и отточенных терминологией изощренной испанской бюрократии того времени - в индейских языках просто не было. И наоборот - на испанский язык было невозможно перевести многие понятия, существующие до сих пор в индейских языках. Язык - это мышление, и борьба двух разных мышлений непременно отразилась как на языке, так и на переводах библии на различные индейские языки.

А что касается сохраненных индейских обрядов в католической (и уже увы, теряющей это католичество) Мексике - то это огромнейший пласт мексиканской культуры. Как правило, если хотят привести пример синкретизма в латиноамериканских культурах - то сразу на блюдечке подносят величайшую святыню Мексики - Святую Деву Гвадалупскую, virgеnita morenita. Это такой уровень, где не допускаются никакие шутки, никакой двусмысленности, никакого атеизма. Самые ярые мексиканские атеисты благоговейно почитают Святую Деву Гвадалупскую - это святая святых мексиканской жизни, и выше уже не бывает. Воистину, Reina de México. Не боясь впасть ни в какие ереси, :grin: смею утверждать, что пожалуй, культ смуглой Девы Гвадалупской намного превосходит и даже затмевает образ самого Христа. Это изображение Пресвятой Девы имеется в любом доме - порядочном и непорядочном, в магазинах, полицейских участках, присутственных местах, на улицах. Везде.

Изображение

Легенда гласит, что вскоре завоевания Кортесом города Мехико-Теночтитлан, в 1531 г. индейцу Хуану-Диего на холме Тепейяк (Tepeyac) явилось видении смуглой Святой Девы. В то время епископом Новой Испании являлся небезысвестный Хуан де Сумаррага (т.е. он был первым епископом Мексики). Индеец явился к епископу и рассказал ему о видении. Епископ, по христианскому обычаю, рассказал наивному индейцу о том, как дьявол обычно любит искушать людей святыми образами. Хуан-Диего усердно молился и пытался отогнать дьявола. Однако, образ Пресвятой Девы, от которой в разные стороны расходились лучи - еще два раза явился бедняге Хуану-Диего (его настоящее науасское имя - Куатлатоацин) на том же самом холме, и в конце концов, епископ был вынужден признать величайшее чудо. В настоящее время холм Тепейяк - это место всеобщего паломничества. Покойный папа Хуан-Павел второй, который посетил Мексику в девяностых годах, начал канонизацию индейца Хуана-Диего, и это ПЕРВЫЙ в Америке святой индейского происхождения (т.е. реальный человек). Тепейяк - это святое место для любого мексиканца. Virgenita de Tepeyac - Пресвятая Дева Гвадалупская. А Иоанн-Павел второй - создал прецедент признания индейцев как последователей церкви, имеющих право на канонизацию. Дело неслыханное, ибо индейцы всегда были пасомые, а не "пастыри". Воистину, пришел момент когда Церковь признала в коренных народах полноправных людей, а не молчаливую паству.

Я лично считаю, что это великий момент, но наступил он поздно - то есть, это видение церковью было усвоено слишком поздно. Уже вовсю идет процесс "отката", то есть то, что называют процессом "де-колонизации" - осознание коренными народами своих корней. Это процесс болезненный, полный изучения, размышления и как правило - переоценки. Поскольку тема "церковь-деколонизация, и кто виноват" (если, конечно, популистски ставить его таким образом) подразумевает множество спекуляций, то я предпочту на этом остановиться, и не развивать ее дальше.

Мексиканцы признали заслугу папы в памятнике, который поставили сразу после его смерти рядом с главным собором всех Америк - Catedral de Mexico, на главной площади г.Мехико - Zócalo. Через фигуру Папы проступают черты облика Пресвятой Девы Гвадалупской:

Изображение

Посмотрев на все эти памятники церковным деятелям и узнав о почитании католических святынь, можно подумать что Мексика это очень испанская и очень католическая страна. :grin: Сразу надо оговориться, что это будет полной неправдой. В Мексике столько своих, местных - обожаемых и любимых героев и святынь - что у человека, знакомого только с Испанией, голова может пойти кругом. Кроме того, индейские народы Мексики, несмотря на века колонизации, смогли выжить и даже сохранить свои традиции и языки. На карте Мексики вы найдете множество топонимов на языке науатль (это язык народа науа, частью которого являются знакомые всем ацтеки), а также на языках майя (на юге Мексики).

Поэтому неудивительно, что самым распространенным и популярным мнением является то, что Святая Дева Гвадалупская - это синкретический, переработанный образ более древней богини, называемой Тонанцин (Tonantzin), или Коатликуэ - страшной богини ацтеков, матери-земли и богини плодородия. Интересный рассказ о том, как было найдено страшное скульптурное изображение этой богини, можно найти тут. Там же находится рассказ о том, кто такая Коатликуэ, какова ее история, и кто ее не менее страшные и могущественные дети... Мощный эпос был у ацтеков. Вот вам самый известный пример синкретизма.

Великие, героические, и очень трагичные ацтеки! История их была поразительна - краткий, почти молниеносный взлет среди других народов на берегах озера Тескоко - затем мощный расцвет и могущественная империя - и страшное быстрое падение от рук испанцев. История ацтеков насчитывает всего два века - наверное, ни один народ так быстро не поднялся, не сорганизовался так быстро и эффективно - и не погиб так страшно. Впрочем, ацтеки, как часть народа науа, остались живы, но вот их зарождающаяся великая и полная крови цивилизация погибла...

Есть расхожее выражение, что ацтеки - это римляне Нового Света, а майя - это его греки. Конечно, как и в каждом расхожем стереотипе, здесь есть частичка правды. :grin:

Лично для меня в краткой истории ацтеков есть весьма привлекательные страницы. Например, так называемые "цветочные войны" (guerras floridas). Если кто-то подумал, что в этих битвах ацтекские воины ласково, как хиппи, засыпали друг друга нежными лепестками роз - то это будет сладкая полуночная фантазия. Guerras floridas - это ацтекский вариант битв в Колизее. Страшно, мощно, и ставка в этой битве - жизнь, слава или вырывание сердца на жертвенном камне... Сеньор выходил против своего вассала, и в страшной рубке решалась судьба обоих - побежденный вставал на камень жертвоприношений, чтобы Солнце не остановило свой путь по небу, и чтобы продолжился род людской. А победитель приобретал нетленную славу. Но погибнуть в таком бою, и стать пищей для Солнца - величайшая честь для воина.

Цветочные войны проходили рядом с городами Тлашкала и Чолула, неподалеку от города Мехико-Теночтитлан. Тлашкала и Чолула - бывшие подданные великой империи ацтеков. Подданные мечтали предать своих сеньоров, и скинуть их господство. Именно поэтому конкистадором удалось горсткой воинов завоевать огромные пространства Мексики. Им помогали "подданные" великой ацтекской империи.

К истории ацтеков вполне можно применить знаменитые пушкинские строки:

Свободой Рим возрос,
А рабством погублен.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Ср май 06, 2009 23:45
Rosomaja
Этот пост я писала под красивую песню очаровательной девушки Пасьон Вега... :grin: Ссылка доступна для всех, главное - нажать на буковки FREE, а дальше слушаться инструкций. Спасибо большое! Песня очаровательная...

В свою очередь, даю ссылку на еще один фотоальбом. Он называется "Чолула". Чолула - это священный город для всей Месоамерики. Там когда-то стояла (и посейчас стоит!) самая большая в Новом Свете пирамида, посвященная Кецалькоатлю. Чолульская пирамида, на фоне вулкана Попокатепетль (гора на фоне горы) - это одна из главных достопримечательностей Нового Света. Неподалеку от Чолулы, под городком Тлашкала проходили Цветочные войны...

Вы хотели пример синкретизма? Вот он - величайшая пирамида индейских народов, увенчанная католической церковью Святой Девы Заступницы (Nuestra Señora de Remedios). Если не знать, что это рукотворная пирамида, покрытая землей - то можно подумать, что это холм, на вершине которого стоит церковь. Потрясающий пример синкретизма. На верху языческой пирамиды - церковь. Но церковь эта не стояла бы, если бы задолго до прихода испанцев индейские народы не построили бы этот гигантский холм. Чолула - это место индейских паломников. Сначала к древнему божеству, а потом - к Святой Деве. Чолула - это город церквей и монастырей.

Фотоальбом - Чолула - этот фотоальбом построен как прогулка. Можно выбрать опцию Слайд-шоу, и картинки начнут меняться сами, ничего нажимать не надо.

Меня привезли в Чолулу (где в нас чуть не врезалась машина), затем я потихоньку дошла до музея археологического комплекса, побродила по его интересным залам, и по накатанной дорожке дошла до входа в лабиринт (чолульская пирамида знаменита своим лабиринтом). Побродив по узким коридорам лабиринта (двоим не разойтись), вышла на улицу, и обошла пирамиду с трех сторон, где ведутся раскопки, и откопана значительная часть целого города, который окружал пирамиду. Затем, по накатанному маршруту, начала восхождение на пирамиду - по дороге, которая идет зигзагом - к возвышающейся на вершине церкви. По дороге снимала красивейшие панорамы Чолулы и виднеющейся вдалеке Пуэблы (ибо Чолула - это город-спутник Пуэблы). Чолульское археологическое городище - одно из моих любимейших мест. Я там себя чувствую словно в другом мире. Лучше не рассказывать об этом словами.

Пребывание на вершине пирамиды - это тоже особый душевный опыт. Это особое состояние и душевный подъем. А ведь раньше верующие и паломники ползли на вершину горы - на коленях.... Именно эту сцену показал великий Эйзенштейн в своем великом фильме i Viva Mexico! Великий мастер прочувствовал ту ткань, из которой соткана Мексика - и эта ткань именно синкретическая...

Я сделала большое открытие, и хочу подарить его всем. Оказывается, на Ютубе выложен этот великий фильм великого мастера (из девяти частей). Данная нарезка не имеет отношения к реальным новелам этого фильма, она условная (см.ссылки внизу).

Я считаю, что из всех великих мастеров именно Эйзенштейну удалось понять дух Мексики. Более того, перед вами фильм, из которого вырос весь мексиканский кинематограф, а также все те стереотипы, из которых строится образ Мексики как в Европе, так и в Америке. Эти стереотипы посадил именно Сергей Эйзенштейн - фильмом "Да здравствует Мексика". История создания этого фильма - это совершенно отдельный рассказ.

Часть первая

Часть вторая - Сандунга... Любимая моя часть...

Часть третья - Свадьба в Теуантепеке

Часть четвертая - Мексика религиозная. Чолула. Паломники. Образ Пресвятой Девы Гвадалупской.

Часть пятая - коррида в старинном городе Пуэбла (который вы уже все знаете :grin: ). Совсем незаметную в этой новеле роль играет Рауль Анда - впоследствии большой актер и продюсер мексиканского телевидения.

Часть шестая - самая трагическая. Она называется "Магей" (магей - это растение, из которого делают мескаль и текилу). Именно "Магей" послужил основой всех вестернов с перестрелками, кактусами и погонями. Пошлая в своей обыденности история времен порфиризма ("porfiriato" - так называлась эпоха мексиканского застоя, когда страной тридцать лет правил Порфирио Диас, мексиканский диктатор. Его правление вызвало мексиканскую революцию 1910 г. Хозяин плантации соблазняет жену пеона. Пеон мстит. Хозяин страшно казнит пеона и его друзей... Эта новела - вершина мирового кинематографа. Ее изучают и пишут по ней монографии.

Изображение

Часть седьмая - продолжение новелы Магей.

Часть восьмая - продолжение новелы Магей. Сцена казни. Продолжение - другая новела, Soldadera (тема мексиканской революции, которую Эйзенштейн не смог сделать). Тем не менее, эта тема, тема мексиканской Революции - является моей любимой и священной коровой. 8-)

Часть девятая - заключительная. Гениальные сцены знаменитого "Дня мертвых". Жизнеутверждающие сцены, именно так воспринимают этот день мексиканцы.

http://cinemexicano.mty.itesm.mx/pelicu ... exico.html - Фильм Да здравствует Мексика! на сайте мексиканского кинематографа.


Надо помнить, что фильм монтировал Александров, который сопровождал Эйзенштейна в поездке, поэтому авторство Эйзенштейна - весьма условное. Ему лишь безусловно принадлежит весь отснятый материал, который почти пятьдесят лет хранился в Голливуде (его оттуда выбил именно Александров, и смонтировал этот фильм). Американцы смонтировали свою версию на основе материала Эйзенштейна - она называется Thunder Over Mexico. Если у кого есть ссылка на этот фильм - то пожалуйста дайте!

Надеюсь, этот фильм потрясет всех, а не только меня. На этом раскланиваюсь, и ненадолго прощаюсь. Буду ждать отзывов о фильме (и фотоальбоме - получилось бы открыть и посмотреть?)

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Пт май 08, 2009 05:08
petoi
Rosomaja, спасибо! Особенно за фильм! Ведь всю жизнь знала о "Que viva México" Эйзенштейна, а посмотрела впервые... Потрясающе!

Как я люблю этот голос Мексики: самый искренний, задушевный и прекрасный: JORGE NEGRETE, EL JINETE. Каждый раз дух захватывает...
И ещё (правда, изображение не очень): JORGE NEGRETE -- MEXICO LINDO Y QUERIDO, для сравнения с исполнением Хавьера Солиса. Не знаю как вам, а мне больше нравится Негрете...
И еще :wink: : ALLA EN EL RANCHO GRANDE
И караоке: ¡¡ Ay Jalisco No Te Rajes !!

¡Órale güey!

P,S. А фотоальбомы так и не удалось открыть :-(

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Ср май 13, 2009 17:25
Старый
Росомаша! Ой, спасибо Вам огромное! С удовольствием прочитал. Мои путешествия по Мексике были гораздо менее масштабными.

Старый

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Чт май 28, 2009 16:32
Rosomaja
petoi писал(а):Rosomaja, спасибо! Особенно за фильм! Ведь всю жизнь знала о "Que viva México" Эйзенштейна, а посмотрела впервые... Потрясающе!


Да, вот бывают люди, которые всю жизнь изучают культуру, а духа ее не чувствуют... А Эйзенштейн с Александровым приехали, и сразу поняли главное про Мексику - это ее вечность и свобода.

А Вы слышали прикольную историю про Марш веселых ребят? Это вселенский прикол. :lol: Могу рассказать, если интересно. Имеет прямое отношение к фильму про Мексику.

petoi писал(а):[Как я люблю этот голос Мексики: самый искренний, задушевный и прекрасный: JORGE NEGRETE, EL JINETE. Каждый раз дух захватывает...


Мне тоже нравится Хорхе Негрете. Всегда его с удовольствием слушаю. Если я правильно разбираюсь, то Негрете является баритоном, а Солис - лирическим тенором (или не так? :roll: )

Что касается песни El jinete, то это знаменитый хит народного композитора Хосе Альфредо Хименеса (я про него уже писала). Мне кажется, что самое лучшее исполнение - это король фальцета Мигель Асевес Мехия. Кстати, это Асевес открыл народу талант Хименеса. Как-то зашел в кафешку, его там узнали, подошел стеснительный месеро, попросил автограф у знаменитого певца, а потом попросился чтобы Асевес послушал его песни... Асевес просидел с ним в кафе до конца дня, и все слушал и слушал... Вот так миру был открыт талант Хименеса - символа популярной мексиканской музыки. Всадник - одна из него лучших песен.

petoi писал(а):[¡Órale güey!


:lol: :lol:

petoi писал(а):P,S. А фотоальбомы так и не удалось открыть :-(
[/quote][/quote]

Видимо, у вас отключен флэш-плеер.

Можно посмотреть альбомы и без него, но это несколько неудобно:

Пуэбла - альбом 1

Пуэбла - альбом 2

Альбом - Чолула.

Сначала, наверное, расскажу про прикол про Веселых ребят (если не знаете), а потом - про индейскую изнанку мексиканской истории, и ее индейских героев.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Чт май 28, 2009 16:35
Rosomaja
Старый писал(а):Росомаша! Ой, спасибо Вам огромное! С удовольствием прочитал. Мои путешествия по Мексике были гораздо менее масштабными.

Старый


Черт побери, :grin: мне так приятно, что вам понравилось! Какая это радость - поделиться, когда людям нравится!

Но если честно, но я путешествую по Мексике не экстенсивно, а скорее - интенсивно. :lol: Много раз бываю в одних и тех же местах.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Пн июн 01, 2009 18:50
Старый
С каким бы удовольствием я сейчас, особенно после Вашего рассказа, снова проехался по Мексике, в частности и по "старым" местам!

"АФТАР ЖЖЕТ ПИШИ ИШО!!!!" :grin:

Старый

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Вс янв 17, 2010 14:32
Rosomaja
Аффтар, нещадно сгрызаемый и мучимый хронической ностальгией, решил вернуться...

Помнится, мы уже писали об этой песне... Но вот недавно я нашла ее видеоролик. Маленький невзрачный мужичок в главной роли - это мой кумир (после Антонио Агиляра), король фальцета и лучший исполнитель уапанго в Мексике.

Что такое уапанго? Это мексиканская обработка испанской музыки.

Нашла в Викицитатнике:

"España no está aquí, está en América. En México está la esencia más pura de España."
Ramón María del Valle-Inclán

До сего дня я не знала этого автора. Он сказал эти слова перед смертью. Зато в этих словах я узнала знакомый мне симптом "мексиканской болезни", которой заболевают многие посетившие эту замечательную страну. Как это узнаваемо! Мне даже легче жить, осознавая что болезнь косит не только скромную меня, но многих других, выдающихся и замечательных людей! Это даже как-то поднимает в собственных глазах. :lol:

Так вот, даю ролик в подтверждение слов испанского поэта:

http://www.youtube.com/watch?v=nc47rDROxDM&feature=related

Дарю этот ролик всем по поводу воскресного дня. Слушайте, отдыхайте!

Всего наилучшего.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Вс янв 17, 2010 15:30
Grizzly
Rosomaja писал(а):Аффтар, нещадно сгрызаемый и мучимый хронической ностальгией, решил вернуться...

Дарю этот ролик всем по поводу воскресного дня. Слушайте, отдыхайте!

Всего наилучшего.


Какой "отдыхайте"!? Душу растравили только! Точно знаю, что больше туда никогда не попаду!
:-)

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Вс янв 17, 2010 23:57
Rosomaja
Ах, как это знакомо! Но не надо терзаться. Вспомните, как философски мексиканцы относятся к жизни.

По этому случаю, :grin: даю еще одну песню, которая ничуть не менее, чем Малагенья, является символом Мексики. Более того, она является гимном штата Оахака - самого что ни на есть загадочного мексиканского штата. Ее написал настоящий оахакеньо - композитор Маседонио Алкала, в середине 19 века. Это был прекрасный вальс, но к нему вскоре были написаны слова такого философского содержания, которое возвышает этот вальс на небесную высоту. Этой песне уже полтора века.

Будучи в Оахаке, я часто гуляла по улице Маседонио Алкала, и не знала кто это такой... (Но я любя, был глуп и нем). Как можно было не знать основы основ?

Эту песню исполняли многие - и все по-разному. Я не знаю, кто лучше - но уж коли я начала эту тему с Хавьера Солиса, то продолжу видеоклипом из его жизни. Кстати, этот вальс служит и гимном, и похоронным маршем... В Мексике есть много знаковых песен, но эта - одна из самых знаковых, и узнаваема любым мексиканцем.

http://www.youtube.com/watch?v=0wZPVeov6OE&feature=related

Извините, но я не могу дать ссылку на слова. Эти слова заслуживают публикации внутри сообщения. Эти слова отражают очень мексиканский дух.

Muere el sol en los montes
Con la luz que agoniza
Pues la vida en su prisa
Nos conduce a morir.

Pero no importa saber
Que voy a tener el mismo final
Porque me queda el consuelo
Que Dios nunca morirá.

Voy a dejar las cosas que amé
La tierra ideal que me vió nacer
Sé que después habré de gozar
La dicha y la paz
Que en Dios hallaré.

Sé que la vida empieza
En donde se piensa
Que la realizada termina.

Sé que Dios nunca muere
Y que se conmueve
Del que busca su beatitud.

Sé que una nueva luz
Habrá de alcanzar nuestra soledad
Y que todo aquel que llega a morir
Empieza a vivir una eternidad.

Muere el sol en los montes
Con la luz que agoniza
Pues la vida en su prisa
Nos conduce a morir.

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Вт янв 26, 2010 00:40
Anna-London
Rosomaja писал(а):А Вы слышали прикольную историю про Марш веселых ребят?


Да. Это "Аделита". Сталин приказал не связываться и заплатить. :)

Re: México lindo y querido

СообщениеДобавлено: Чт янв 28, 2010 15:05
Lidia Lianiuka
Anna-London писал(а):
Rosomaja писал(а):А Вы слышали прикольную историю про Марш веселых ребят?


Да. Это "Аделита". Сталин приказал не связываться и заплатить. :)

Rosomaja, так расскажите, плиз. Я об этом никогда не слышала.