Откровенно говоря, я не очень поняла вопрос... Конечно, синкретизм - это очень объемная тема. Но, к счастью, я себя не считаю специалистом. Скорее, я внимательный читатель специалистов. Похоже, что если я начну их пересказывать, то тоже непременно где-нибудь да впаду в ересь.
Поэтому, дам ссылку на книжку, которая мне весьма понравилась. Года три я думала, что потеряла этот материал, а он вдруг взял и нашелся, чему я очень счастлива! Эта книга написана легко, однако для ее понимания необходим хотя бы минимальный запас знания истории Новой Испании, и базовых знаний о ее коренных народах. Признаюсь, что это одна их моих любимых книжек (хотя это монография). Она рассказывает о том, что мне интересно. Я читала запоем, и из этого вида запоя долго не могла выйти.
Более того, никак не желаю лечиться, и никакие детокс-программы не помогают, ха-ха!
С-к-о-л-ь-з-с-к-а-я з-е-м-л-я - чуть прокрутить вниз, там есть обложка книги (на англ.языке) и ссылки на ее доступные главы (но не весь текст книги доступен, насколько я вижу). Кому интересен вопрос, и если начнете читать - то не пожалеете.
Эта монография рассказывает о разнице мировосприятия между христианством и язычеством месоамериканских народов, населяющих территорию современной Мексики. Книга в том числе рассказывает о том, как воспринимал мир католик, испанский миссионер, какие способы объяснения искал для индейцев, в том числе и лингвистические - ведь многих понятий, выработанных европейской культурой, и отточенных терминологией изощренной испанской бюрократии того времени - в индейских языках просто не было. И наоборот - на испанский язык было невозможно перевести многие понятия, существующие до сих пор в индейских языках. Язык - это мышление, и борьба двух разных мышлений непременно отразилась как на языке, так и на переводах библии на различные индейские языки.
А что касается сохраненных индейских обрядов в католической (и уже увы, теряющей это католичество) Мексике - то это огромнейший пласт мексиканской культуры. Как правило, если хотят привести пример синкретизма в латиноамериканских культурах - то сразу на блюдечке подносят величайшую святыню Мексики - Святую Деву Гвадалупскую, virgеnita morenita. Это такой уровень, где не допускаются никакие шутки, никакой двусмысленности, никакого атеизма. Самые ярые мексиканские атеисты благоговейно почитают Святую Деву Гвадалупскую - это святая святых мексиканской жизни, и выше уже не бывает. Воистину, Reina de México. Не боясь впасть ни в какие ереси,
смею утверждать, что пожалуй, культ смуглой Девы Гвадалупской намного превосходит и даже затмевает образ самого Христа. Это изображение Пресвятой Девы имеется в любом доме - порядочном и непорядочном, в магазинах, полицейских участках, присутственных местах, на улицах. Везде.
Легенда гласит, что вскоре завоевания Кортесом города Мехико-Теночтитлан, в 1531 г. индейцу Хуану-Диего на холме Тепейяк (Tepeyac) явилось видении смуглой Святой Девы. В то время епископом Новой Испании являлся небезысвестный Хуан де Сумаррага (т.е. он был первым епископом Мексики). Индеец явился к епископу и рассказал ему о видении. Епископ, по христианскому обычаю, рассказал наивному индейцу о том, как дьявол обычно любит искушать людей святыми образами. Хуан-Диего усердно молился и пытался отогнать дьявола. Однако, образ Пресвятой Девы, от которой в разные стороны расходились лучи - еще два раза явился бедняге Хуану-Диего (его настоящее науасское имя - Куатлатоацин) на том же самом холме, и в конце концов, епископ был вынужден признать величайшее чудо. В настоящее время холм Тепейяк - это место всеобщего паломничества. Покойный папа Хуан-Павел второй, который посетил Мексику в девяностых годах, начал канонизацию индейца Хуана-Диего, и это ПЕРВЫЙ в Америке святой индейского происхождения (т.е. реальный человек). Тепейяк - это святое место для любого мексиканца. Virgenita de Tepeyac - Пресвятая Дева Гвадалупская. А Иоанн-Павел второй - создал прецедент признания индейцев как последователей церкви, имеющих право на канонизацию. Дело неслыханное, ибо индейцы всегда были пасомые, а не "пастыри". Воистину, пришел момент когда Церковь признала в коренных народах полноправных людей, а не молчаливую паству.
Я лично считаю, что это великий момент, но наступил он поздно - то есть, это видение церковью было усвоено слишком поздно. Уже вовсю идет процесс "отката", то есть то, что называют процессом "де-колонизации" - осознание коренными народами своих корней. Это процесс болезненный, полный изучения, размышления и как правило - переоценки. Поскольку тема "церковь-деколонизация, и кто виноват" (если, конечно, популистски ставить его таким образом) подразумевает множество спекуляций, то я предпочту на этом остановиться, и не развивать ее дальше.
Мексиканцы признали заслугу папы в памятнике, который поставили сразу после его смерти рядом с главным собором всех Америк - Catedral de Mexico, на главной площади г.Мехико - Zócalo. Через фигуру Папы проступают черты облика Пресвятой Девы Гвадалупской:
Посмотрев на все эти памятники церковным деятелям и узнав о почитании католических святынь, можно подумать что Мексика это очень испанская и очень католическая страна.
Сразу надо оговориться, что это будет полной неправдой. В Мексике столько своих, местных - обожаемых и любимых героев и святынь - что у человека, знакомого только с Испанией, голова может пойти кругом. Кроме того, индейские народы Мексики, несмотря на века колонизации, смогли выжить и даже сохранить свои традиции и языки. На карте Мексики вы найдете множество топонимов на языке науатль (это язык народа науа, частью которого являются знакомые всем ацтеки), а также на языках майя (на юге Мексики).
Поэтому неудивительно, что самым распространенным и популярным мнением является то, что Святая Дева Гвадалупская - это синкретический, переработанный образ более древней богини, называемой Тонанцин (Tonantzin), или Коатликуэ - страшной богини ацтеков, матери-земли и богини плодородия. Интересный рассказ о том, как было найдено страшное скульптурное изображение этой богини, можно найти
тут. Там же находится рассказ о том, кто такая Коатликуэ, какова ее история, и кто ее не менее страшные и могущественные дети... Мощный эпос был у ацтеков. Вот вам самый известный пример синкретизма.
Великие, героические, и очень трагичные ацтеки! История их была поразительна - краткий, почти молниеносный взлет среди других народов на берегах озера Тескоко - затем мощный расцвет и могущественная империя - и страшное быстрое падение от рук испанцев. История ацтеков насчитывает всего два века - наверное, ни один народ так быстро не поднялся, не сорганизовался так быстро и эффективно - и не погиб так страшно. Впрочем, ацтеки, как часть народа науа, остались живы, но вот их зарождающаяся великая и полная крови цивилизация погибла...
Есть расхожее выражение, что ацтеки - это римляне Нового Света, а майя - это его греки. Конечно, как и в каждом расхожем стереотипе, здесь есть частичка правды.
Лично для меня в краткой истории ацтеков есть весьма привлекательные страницы. Например, так называемые "цветочные войны" (
guerras floridas). Если кто-то подумал, что в этих битвах ацтекские воины ласково, как хиппи, засыпали друг друга нежными лепестками роз - то это будет сладкая полуночная фантазия. Guerras floridas - это ацтекский вариант битв в Колизее. Страшно, мощно, и ставка в этой битве - жизнь, слава или вырывание сердца на жертвенном камне... Сеньор выходил против своего вассала, и в страшной рубке решалась судьба обоих - побежденный вставал на камень жертвоприношений, чтобы Солнце не остановило свой путь по небу, и чтобы продолжился род людской. А победитель приобретал нетленную славу. Но погибнуть в таком бою, и стать пищей для Солнца - величайшая честь для воина.
Цветочные войны проходили рядом с городами Тлашкала и Чолула, неподалеку от города Мехико-Теночтитлан. Тлашкала и Чолула - бывшие подданные великой империи ацтеков. Подданные мечтали предать своих сеньоров, и скинуть их господство. Именно поэтому конкистадором удалось горсткой воинов завоевать огромные пространства Мексики. Им помогали "подданные" великой ацтекской империи.
К истории ацтеков вполне можно применить знаменитые пушкинские строки:
Свободой Рим возрос,
А рабством погублен.