Новости Энциклопедия переводчика Блоги Авторский дневник Форум Работа

Декларация Поиск О нас пишут Награды Читальня Конкурсы Опросы








ГП-цитатник

Франц. семинар №3

Модератор: LyoSHICK

Сообщение baudet » Пт фев 10, 2006 01:32

Выкладываю свой перевод

Революция духа

Закончилось время обязательных религий и верований. Под влиянием индивидуализма и глобализацииь поиск смысла существования выражен сегодня смесью различных практик и верований. Мы вошли в эру « духовной самодеятельности ».

Можно ли жить без веры ? Ответ очевиден – нельзя. Потребность верить по меньшей мере естественна, и может даже считаться неотделимой от человеческой натуры. Эта потребность находится в центре нашей жизни. Ведь как жить полноценной жизнью, если нет веры в себя ? Об этом свидетельствуют страдания всех тех, кто сталкивается с трудностями самоутверждения, кто не верит в себя, в свои способности реализовать большие и малые дела в своей жизни. И как вообще жить в обществе, если вы не верите – хотя бы немножко – в окружающих вас людей ? Таким образом, доверие является одной из основ нашего общества. Именно на взаимном доверии, на вере в партнера, основываются жизнь вдвоем и большинство действий в профессиональной и личной сферах. Наконец, вопрос верований постоянно возникает в том, что касается смысла, который мы ищем в жизни. Это совершенное, высшее, трансцендентное верование помогает нам в столкновениях со всеми важными вопросами существования, даже если эти вопросы не находят ответов.

Религии перестали отвечать нашим ожиданиям
С давних времен, для удовлетворения этой потребности в трансцендентном веровании, человечество создало себе духовные ценности. Эти ценности опираются на моральные кодексы и божественные заповеди. В любом случае, духовность нужна, чтобы помочь в поиске смысла жизни. Эта миссия была чаще всего доверена религиям, на всех континентах и во все времена. Все же, на протяжении последнего тридцатилетия, в западных странах, мы все чаще встречаемся с самой настоящей метаморфозой религиозной системы : крупные религии интересуют все меньшее количество верующих. Церкви пустеют, и прихожан становится все меньше.
« Опрос, проведенный несколько лет назад во всех европейских странах, показал, что две трети населения говорят, что они положительно относятся к верованию или даже, что они верующие, но не чувствуют себя тесно связанными с одной определенной религией, объясняет Фредерик Ленуар, автор книги про Превращения Бога, только что вышедшей в издательстве Плон. – Таким образом, доминирующей религии больше не существует. Это необычная ситуация в истории человечества. » Все свидетельствует и о том, что официальные религии, в частности христианство, не могут полностью ответить духовным ожиданиям наших современников.

Желание верить
Но пожалуй, никогда поиск смысла жизни не выражался так сильно, как сегодня. Об этом свидетельствует интерес ко всем произведениям культуры, которые затрагивают духовное и сверхестественное. Каждая книга Паоло Коэльо, начиная с « Алхимиста », производит настоящий фурор. Отделы книжных магазинов переполнены книгами о духовном пути и о вопросах, связанных с ним. Голливудский кинематограф не остается в стороне, о чем свидетельствуют такие фильмы как « Шестое чувство » и две первые серии « Гарри Поттера »; и все эти фильмы имеют планетарный успех.

Этот поиск выражается и через увлечение философией. Вспомним хотя бы триумф, с которым читатели встретили книгу Жостена Гаардера
« Мир Софи ». Вспомним успех философских кафе еще несколько лет назад.
Совсем недавно читатели снова обратились к переосмыслению трудов античных мудрецов, начиная с Диогена и заканчивая Марком Аврилием, не забывая Эпикура и Сенеку. Не говоря уж о притягательности восточных религий, особенно буддизма ( см интервью на стр.91) и интереса, вызванного учениями развития личности, берущими свое начало в движении Нью Эйдж.
Какой бы ни была выбранная ориентация, цель остается той же достигнуть успокоения, которое позволит жить лучше и безмятежнее. Цель, которой по видимости не позволяют достигнуть традиционные для запада религии, ставшие со временем настоящими институтциями общества. « Этот исторический феномен занимает много времени, продолжает Фредерик Ленуар, – немецкий социолог Макс Вебер называл это процессом рационализации. Иудейская и христианская религии ввели понятия самосознания и действий, согласованных с моралью, которые помогали достичь спасения души. Постепенно это дало рождение критическому духу и индивидуальной свободе, которые обратились против религии. »

Все решать самим
Западное общество отличается ныне очень сильным индивидуализмом. Современный человек не хочет, чтобы ему навязывали единую модель мышления. Он хочет сам принимать решения, касающиеся своего желания веровать или не веровать, делать или нет. Все, что заставляет его держаться в самых строгих границах, вызывает у него желание бежать. Эта тенденция характерна не только для духовного она затрагивает все крупные институты общества – воспитательную систему, систему социальной безопасности, систему здравоохранения. Утрачена вера во всемогущее Государство, столь характерная для общества еще 40-50 лет назад. Наступило время децентрализации, небольших структур с человеческим лицом, близких и понятных населению, где индивидум может чувствовать, что он существует, и где он не позволит навязать себе некую внешнюю норму. «Современный человек ищет таких форм обязательства, которые сопровождаются личными отношениями », пишет философ Мишель Лакруа ( 1). По примеру Амели Пулен, которая просто ищет способы делать добро вокруг себя и не стремится произвести мировую революцию... Идеологии в целом потеряли их былое влияние. Достаточно посмотреть на то, что сталось с идеалом коммунизма. « Одна за другой, ведущие интерпертации человеческого развития были сведены на нет », продолжает Мишель Лакруа.
Другой феномен, объединяющийся с индивидуализмом, объясняет уменьшение влияния больших религий: глобализация или мондиализация. Благодаря технологиям информации, современный западный человек имеет доступ к культурам всего мира. Он может сравнивать, оценивать, давать ход своему критическому мышлению. И из-за этого религия не в состоянии навязать единое видение, представляемое как Правда. « Если допустить здесь экономическую метафору, мы перешли от монополии к рынку, открытому в духовном плане », объясняет Фредерик Ленуар. Прямым следствием этого является относительность того, как и о чем говорят на религиозные темы.

Сборная духовность
Индивидуализм и релятивизм – вот две глубинные причины потери влияния крупными западными религиозными течениями. Результат – поиск экзистенциального совершается теперь без ориентиров. Бога и святое ищут вслепую, без карты и без компаса. Нередко рискуя ходить по кругу или потеряться. « Современная болезнь, анализирует Фредерик Ленуар, -- это депрессия. Во времена Фрейда болезнью века считался невроз, потому что конфликт создавался желанием нарушить запреты. Сегодня выбор возможностей так велик, что люди обессилены перед невозможностью сделать правильный выбор. »
В то же время современный западный человек ощущает отсутствие духовной безопасности. Он совсем не знает, к каким святыням обратиться. Для удовлетворения своих потребностей в вере и в поиске смысла жизни, этот человек мастерит свою религию сам. Он берет справа и слева в тех учениях, которые облегчают его ношу, привлекают и обогащают его. Чуточку медитации, щепотку фен-шуя, немножко молитвы, капельку обязательства перед какой-нибудь общиной, кусочек йоги – это и есть сборная духовность. Эта новая духовность или альтернативная религиозность, как называет ее Фредерик Ленуар, проявляется и огромным количеством верований и религиозных практик, взятых у массы движений и рассуждений в процессе индивидуального и изменчивого переосмысления.

Порочным результатом этой ситуации является развитие сект и интегризма. Чтобы победить беспокойство и отсутствие ориентиров, так легко и успокаивающе могут выглядеть попытки согласиться с застывшими тезисами, предлагаемыми как конечная и абсолютная Правда. Так, наблюдаются развитие многочисленных мелких сект и оживление фундаментализмов и интегризма. Этот феномен пока еще не слишком заметен на Западе, но можно думать о том, что он будет сильно развиваться с течением времени.
Можно сказать, что в глобализованном и живом, индивидуалистическом и неспокойном мире, происходит настоящая метаморфоза религиозного. Что религиозность сегодня далека от тех моделей, которые были главными еще несколько десятилетий назад. Религия в своей официальной форме постепенно оставляет место многообразному духовному поиску, главным в котором является личность ищущего и его потребность в коренном изменении своей жизни. Потому что, в конце концов, каждый из нас стремится к покою того, кто чувствует, что ему удалось построить и завершить свою жизнь настолько хорошо, насколько это возможно.

1 Мишель Лакруа, Я верю, значит я существую Псиколожи Магазин
Les parents ont toujours tort. Comme les absents. Ce qui n'est pas étonnant...
__________________

С уважением, Марина
Аватара пользователя
baudet
Вдова Кудерк
 
Сообщения: 9547
Зарегистрирован: Ср мар 02, 2005 12:39
Откуда: Charente Maritime, France
Язык(-и): français





Сообщение murzilka » Пт фев 10, 2006 04:50

Я тоже выкладываю:

Духовная революция

Прошли времена навязывания религии и веры. Под влиянием индивидуализма и глобализации, экзистанциальный поиск находит сегодня свое выражение в смешении вер. Мы стоим на пороге эпохи «смастери-себе-религию-сам».

Возможно ли жить без веры? Конечно, нет! Потребность в вере – если и не врожденное, то, по крайней мере, естественное и совершенно необходимое качество, основа основ нашей жизни. Ведь жизнь не может быть полноценной, если нет веры в себя. Свидетельство тому – страдания тех, кому самоутверждение дается с трудом, кто не верит в себя, в свою способность осуществлять малые и большие замыслы. Да и как жить в обществе без веры – пусть и совсем маленькой – в других. Поэтому доверие – одно из базовых составляющих нашего общества. Именно благодаря вере ближнему образуется пара и становится возможным большинство контактов на личном и профессиональном уровне. В конце концов, вопрос веры неизбежно встает, когда речь заходит о смысле жизни. Только вера в трансцендентное позволяет нам примириться с неразрешимостью глобальных вопросов существования.

Религии больше не оправдывают наших ожиданий.

Чтобы удовлетворить потребность в вере в трансцендентное, люди во все времена устанавливали духовные ценности. Они могут быть основаны на моральных принципах или на божественных законах, в любом случае, значение духовности в том, чтобы сделать существование более осмысленным. Чаще всего люди во всем мире отводили эту роль религии, в каких бы формах она ни была выражена. Тем не менее, в странах Запада наблюдается значительная метаморфоза религиозных ценностей за последние 30 лет: мировые религии обесцениваются. Пустеют церкви, верующих становится все меньше. «Опрос, проведенный несколько лет назад во всех европейских странах, показал, что 2/3 населения считают себя скорее верующими или даже действительно верующими, но не относят себя ни к какой определенной религии, - поясняет социолог Фредерик Ленуар, автор книги о божественных метаморфозах, которую только что выпустило издательство Плон. – То есть главенствующей религии больше нет. Это небывалый случай в человеческой истории.» Из чего можно сделать вывод, что существующие религии, в частности, христианство, совершенно не способны удовлетворить духовные потребности современников.

Потребность в вере.

Однако, никогда еще, пожалуй, поиск смысла жизни не велся так активно, как сейчас. Доказательством служит повышенный спрос на книги и фильмы, касающиеся духовности и сверхъестественных явлений. Все книги Паоло Коэльо, начиная с «Алхимика», пользуются невероятным успехом. Полки магазинов переполнены литературой, затрагивающей духовные вопросы и рассуждения. Не остается в стороне и голливудское кино: взять, например, такие фильмы, как «Шестое чувство» или 2 опуса из серии про Гарри Потера – все они достигли всемирного успеха.
Поиск смысла жизни проходит и через увлечение философией. Вспомните, каким колоссальным успехом была встречена книга Жостейна Гаардера «Мир Софи» и как популярен был несколько лет назад «Кафес Фило». А с недавнего времени всеобщий интерес вновь вызывают античные мудрецы, от Диогена и Марка Аврелия до Эпикура и Сенеки. Не говоря уже о пристрастии к восточным религиям, в частности к буддизму (см. интервью на стр. 91), и к различным техникам самосовершенствования, зародившимся в период Нью Эйдж.
Какие бы пути ни выбирались, цель всегда одна: обрести покой, который сделает жизнь лучше и безмятежнее. Но эта задача больше не под силу существующим религиям. «Это очень долгий исторический процесс, - продолжает Фредерик Ленуар, - который был назван немецким социологом Максом Вебером «процесс рационализации». Иудео-христианская религия ввела понятия самосознания и моральных действий, которые вели бы к спасению души. Постепенно это привело к развитию критического разума и личностной свободе, что обернулось против религии.»
murzilka

 
Сообщения: 27
Зарегистрирован: Ср авг 10, 2005 20:21
Откуда: Nijni Novgorod

Сообщение Трули Ёрз » Пт фев 10, 2006 12:26

И я.

Революция духа.

Закончилось время религий и обязательного вероисповедания. Под влиянием индивидуализма и глобализации стремление познать суть человеческого бытия проявляется сегодня в смешении религиозных практик и верований.
Мы вступили в эру «духовной самодеятельности».


Можно ли жить без веры? Очевидно, нет. Потребность верить, если не является врожденной, - естественна и совершенно необходима. Это сердце нашей жизни. Ибо как жить в полную силу без веры в себя? Примером служат мучения тех, кому трудно самоутверждаться, тех, кто не верит в себя, в свои способности к малым и большим свершениям.
Как, впрочем, жить в обществе, если не веришь - хоть немного - в других? Доверие - один из базовых принципов общества. Именно на вере в ближнего держится супружество и большинство взаимоотношений с другими людьми, личных и профессиональных. Наконец, вопрос о вере постоянно возникает в связи с нашим видением смысла жизни. Именно трансцендентная вера помогает нам противостоять, если невозможно их решить, всем важным проблемам бытия.

Религии больше не оправдывают ожиданий

Нуждаясь в трансцендентной вере, люди во все времена создавали для себя нерушимые духовные ценности. Такие ценности опираются на нравственные правила или божественные принципы. При любом подходе духовность – это в первую очередь стремление к успокоению сознания. Для достижения этой цели, скрывающейся под многочисленными формами, люди на всех континентах чаще всего обращались к религиям. Однако за последнее тридцатилетие мы стали свидетелями настоящей метаморфозы религиозной системы в западных странах: основные вероисповедания перестали быть популярными. Церкви пустуют, а ряды правоверных редеют. «Опрос, проведенный несколько лет назад во всех европейских странах, показывает, что две трети населения считают себя открытыми для веры, и даже просто являются верующими, но все же не ощущают связи с определенной религией, - поясняет Фредерик Ленуар, социолог и автор книги о «Метаморфозах Бога», только что вышедшей в издательстве Плон. – Получается, что доминирующей религии больше нет. Это необычная ситуация в истории человечества.»
Так, все говорит о том, что институционные религии, в частности христианство, более не могут отвечать духовным потребностям наших современников.

Желание веры

Тем не менее, никогда, пожалуй, поиск сути бытия не был так очевиден, как в сегодняшние дни. Об этом свидетельствует интерес ко всем культурным проявлениям, соприкасающимся с духовностью и сверхъестественным. Огромной популярностью пользуются все сочинения Паоло Коэльо, начиная с «Алхимика». Полки книжных магазинов переполнены книгами на тему духовного становления и «сопутствующей» проблематики. Не отстает и Голливуд: мировой успех, например, получили такие фильмы как «Шестое чувство» или оба опуса из серии про Гарри Поттера.
Увлечение философией – еще одна форма поиска. Вспомним, с каким триумфом встретили книгу Юстейна Гордера «Мир Софии», а также об успехе философских кафе несколько лет назад. В последнее время активно обращаются к античным мудрецам от Диогена до Марка Аврелия, не забывая Эпикура или Сенеку. Не говоря об интересе к восточным религиям, особенно к буддизму, и ко всем практикам развития личности, вышедшим из движения Нью-Эйдж.
Какие бы ни выбирались пути, цель всегда одинакова: найти успокоение, ведущее к лучшей, безмятежной жизни. С этой задачей, по-видимому, институционные религии больше не в состоянии справиться. «Это очень длительный исторический процесс, - продолжает Эрик Ленуар, - который немецкий социолог Макс Вебер назвал «процессом рационализации». Иудаизм и христианство принесли такие понятия, как осознание себя и нравственные поступки во имя спасения души. Постепенно зародившиеся в результате критический разум и личная свобода повернулись против религии как таковой.»
Аватара пользователя
Трули Ёрз

 
Сообщения: 8833
Зарегистрирован: Пн сен 09, 2002 17:15
Откуда: разрушено марсианами
Язык(-и): fr-ru; eng-ru

Сообщение Гренландий » Пт фев 10, 2006 16:38

Духовная революция.
Времена насильного насаждения веры и религий ушли в небытие. Под влиянием развития индивидуализма и процесса глобализации современные исследования сталкиваются с фактором смешения веры и практики . Мы вошли в эпоху "духовных самоделок".

Можно ли жить без веры? Очевидно, что нет! Жажда веры в нас если не врождённое чувство, то, по крайней мере, вполне естественное и абсолютно необходимое. Оно стало сутью нашей жизни. И действительно, разве можно жить полноценной жизнью без веры в себя? Свидетельством тому являются страдания тех, кто, не веря в себя, в реализацию своих возможностей для достижения больших и малых высот, сталкивается с различными трудностями. И как жить в обществе не имея мало-мальской веры в других? Таким образом - доверие составляет одну из базовых основ нашего общества. Именно на вере в другого зиждется основа семейной пары и большинство отношений, которые мы осуществляем в нашей личной жизни и профессиональной деятельности. В итоге - вопрос веры становится детерминирующей константой нашего жизненного пути. Именно эта всеобъемлющая и всеохватывающая вера позволяет нам если не решить, то смело смотреть в глаза великим задачам нашего существования.

Религия не соответствует нашим чаяниям.
С течением времени люди, чтобы соответствовать нуждам трансцендентальной веры, создали для себя духовные ценности, в основу которых положили моральный кодекс и божественное начало. В любом случае, духовность нацелена прежде всего на обоснование смысла. Именно эту миссию люди на всех континентах наиболее часто доверяли различным вероисповеданиям и в различных формах. Последние три десятка лет мы наблюдаем в восточных странах настоящую метаморфозу религиозной системы:
Великие религии уже не могут "собрать урожай" такой, как в былые времена. Церкви пустеют, верующих становится всё меньше. В своей книге "О Метаморфозах Бога", выпущенной недавно издательством "Плон", социолог Фредерик Ленуар поясняет: "опрос, проведённый несколько лет назад во всех европейских странах, показал, что две трети населения остаются открытыми для веры, то есть считают себя полностью верующими, но не привязаны к какой-либо определённой религии. Таким образом - уже нет какой-то доминирующей религии. Сложилась необычная ситуация в истории человечества." Всё указывает на то, что установленные религии, в частности - христианство, совершенно неспособны отвечать духовным чаяниям наших современников.

Желание верить.
Однако, возможно, никогда ранее желание найти истину не было столь остро выражено, как сейчас. Об этом свидетельствует интерес, порождаемый народными творчествами, которые тесно переплетены с духовностью и сверхъестественностью. Каждая из книг Паоло Коэло, начиная с "Алхимика", имела грандиозный успех. Полки библиотек ломятся от книг по проблематике и развитию духовности. Голливудское кино тоже не стоит в стороне, такие фильмы как, например, "Шестое Чувство" или оба эпоса про Гарри Поттера, имели планетарный успех. Это поиск отражается также и в философских изысканиях. Вспомним о триумфальном приёме книги Жостена Гардера "Мир Софии" и об успехе "Философских Кафе" несколько лет назад. Если заглянуть глубже, то найдём античные саги: от Диогена до Марка Ауреля, включая Эпикура и Сенеку, чьи произведения сейчас очень востребованы, не говоря уже об интересе к восточным религиям, например, буддизму (см. стр.91), и к технике развития личности, пришедшей из Новой Эры.
Какое бы направление ни взять, цель всегда одна: обрести успокоение, которое позволило бы жить легче и беззаботнее. Впрочем, существующие религии уже кажутся не способными отвечать этой цели. " Это очень долговременный исторический феномен, который немецкий социолог Макс Вебер назвал процессом рационализации. - продолжает Фредерик Ленуар - Иудейско-христианская вера ввела понятия самосознания и законов морали, которые должны привести к торжеству души. При дальнейшем развитии это дало начало появлению критического мышления и личностной свободы, что в итоге обернулось против религи".
Аватара пользователя
Гренландий

 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Пн янв 02, 2006 13:32
Откуда: подмосковье

Сообщение Dragan » Пт фев 10, 2006 16:48

Заявки на участие заранее не подавал, но, надеюсь, ругать не будете. Я только смотрю, что кроме Марины, все ограничились частью. Поддержу большинство.


Духовная революция

Эпоха, когда каждому человеку навязывали религию и веру, завершилась. Сегодня под напором индивидуализма и глобализации человек занимается поиском смысла жизни, смешивая между собой различные обряды и верования. Мы вступили в эпоху «самодельной духовности»

Можно ли прожить без веры? Совершенно очевидно, что нет. Потребность в вере если и не врожденное свойство человека, то, по крайней мере, является естественной и абсолютно необходимой. Эта потребность составляет сердцевину нашей жизни. Как иначе добиться полноты жизни кроме как не верой в себя? Доказательством этому служит то, как тяжело приходится преодолевать трудности людям, не верящим в себя, в свою способность совершать в жизни малые или большие поступки. Кроме того, как возможно жить в обществе, не веря хотя бы самую малость в других? Поэтому одной из основ нашего общества и является доверие. Именно на вере в другого человека зиждется семья и большинство взаимоотношений, которые мы поддерживаем в личной и профессиональной жизни. И, наконец, вопрос веры постоянно возникает в зависимости от смысла, который мы придаем нашей жизни. Именно вера в высшую силу позволяет нам противостоять самым главным вопросам существования, если мы не в состоянии на них ответить.

Современные религии больше не оправдывают наших ожиданий

Во все времена люди создавали для себя духовные ценности для удовлетворения своей потребности в вере в высшую силу. Эти ценности основываются либо на моральном кодексе, либо на божественных принципах. В любом случае, духовность предназначена прежде всего для успокоения сознания. В любой части Земли, в той или иной форме, люди поручали религии выполнение этой задачи. Однако в последние тридцать лет мы присутствуем при настоящей трансформации религиозной системы в Западных странах, когда канонические религии становится все менее популярными. Церкви пустеют, а верующих становится все меньше. Социолог Фредерик Ленуар, книга которого «Метаморфозы Бога» недавно вышла в издательстве «Плон», говорит: «Несколько лет назад во всех европейских странах был проведен опрос. Он показывает, что две трети населения считают себя открытыми для верования или даже являются убежденными верующими, не причисляя себя при этом к конкретной религии. Таким образом, преобладающей религии больше не существует. Это совершенно новое явление в истории человечества» Таким образом, есть все основания полагать, что канонические религии, в частности христианство, больше не в состоянии оправдать духовные ожидания наших современников.

Стремление к вере

Однако возможно, что именно в наше время стремление людей найти смысл жизни выражено как никогда сильно. Доказательством тому служит интерес, проявляемый к любой культурной продукции, связанной с духовностью и сверхъестественным. Каждая книга Паоло Коэльо, начиная с «Алхимика», имеет оглушительный успех. Полки книжных магазинов завалены книгами о жизненном пути и вопросах духовности. Не отстает и Голливуд, выпустивший, например, такие фильмы как «Шестое чувство» или две картины из сериала о Гарри Поттере, имевшие всемирный успех.
Увлечение философией также свидетельствует о поиске смысла жизни. Здесь можно вспомнить и триумфальный прием, оказанный книге Йостейна Гаардера «Мир Софии», и успех Философских Кафе несколько лет назад. Совсем недавно вновь проснулся большой интерес к трудам «мудрецов» античности, начиная с Диогена, продолжая Эпикуром и Сенекой и заканчивая Марком Аврелием. Не говоря уже об увлечении восточными религиями, в особенности буддизмом, (см. интервью на стр. 91) и всеми техниками развития личности, связанными с течением Нью Эйдж.
Независимо от выбора направления цель у человека всегда одна – достижение умиротворенности, позволяющей сделать жизнь лучше и спокойнее. И создается впечатление, что канонические религии уже не в состоянии решить эту задачу. Фредерик Ленуар продолжает: «Речь идет об очень длительном историческом процессе. Немецкий социолог Макс Вебер называет его «процессом рационализации». Иудео-христианская религия ввела понятия человеческой совести и нравственности поступков, преследующих цель спасения души. Постепенно это привело к рождению критического ума и личной свободы, обернувшихся против самой религии»
Dragan

 
Сообщения: 5455
Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 11:45
Откуда: Санкт-Петербург
Блог: Просмотр блога (11)

Сообщение baudet » Пт фев 10, 2006 17:13

Dragan писал(а):Заявки на участие заранее не подавал, но, надеюсь, ругать не будете. Я только смотрю, что кроме Марины, все ограничились частью.


Вы правы. Я просто забыла, что так решили.
Les parents ont toujours tort. Comme les absents. Ce qui n'est pas étonnant...
__________________

С уважением, Марина
Аватара пользователя
baudet
Вдова Кудерк
 
Сообщения: 9547
Зарегистрирован: Ср мар 02, 2005 12:39
Откуда: Charente Maritime, France
Язык(-и): français

Сообщение Гренландий » Пт фев 10, 2006 19:04

После обсуждения первой части можно продолжить. :?:
Аватара пользователя
Гренландий

 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Пн янв 02, 2006 13:32
Откуда: подмосковье

Сообщение Murena » Сб фев 11, 2006 04:53

Вот и мое (простите, забыла, когда собирались вешать!!)
:grin:

Перевод Méditation et spiritualité

Революция духовности

Время навязанных людям религий и верований уходит в прошлое. Сегодня, под воздействием индивидуализма и глобализации, экзистенциальный поиск оборачивается смешением ритуалов и верований. Мы вступаем в эпоху «самодельных религий».

Можно ли жить без веры? Явно нет! Потребность верить, если и не врожденная, является все же вполне естественной и необходимой. Она в самом сердце нашей жизни. Ибо как жить полноценной жизнью, если не поверить в себя? Свидетельством тому – страдания людей, которым не удалось утвердиться в жизни, кто не верит в себя, в свою способность осуществить множество больших и малых дел. И как, с другой стороны, жить в обществе, если не верить – ну хоть немного – в других людей? Ведь доверие – одна из опор нашего общества. На доверии к человеку зиждутся и семейная жизнь, и наше общение в личной и профессиональной сфере. Наконец, вопрос веры постоянно встает в размышлениях о смысле жизни. Ведь именно трансцендентальная вера позволяет нам если не разрешить великие экзистенциальные вопросы, то, по крайней мере, задуматься над ними.


Сложившиеся религии не отвечают более нашим ожиданиям

Отвечая потребности в трансцендентальной вере, люди во все времена создавали духовные ценности. Опираться эти ценности могли и на некий моральный кодекс, и на принцип сверхъестественного божества. В любом случае, духовность стремится прежде всего привнести для утешения смысл. Эту миссию обитатели всех континентов чаще всего – пусть и в разных формах – возлагали на религию. Однако в странах Запада в последние три десятилетия происходит серьезная метаморфоза религиозной системы: традиционные религии уже «не собирают кассу». Церкви пустеют, паства становится малочисленной. «Опрос, проведенный несколько лет назад во всех странах Европы, показал, что две трети населения считают себя открытыми для веры, - то есть, можно сказать, являются верующими, - но не связывают себя, тем не менее, с конкретной религией, - говорит социолог Фредерик Ленуар (его книга о метаморфозах божественного вышла недавно в издательстве «Плон»). – Поэтому доминирующей религии уже нет. Такого в истории человечества никогда не было.» Так что похоже, что религиозные институты, - и в частности, христианство, - не отвечают более духовным потребностям наших современников.


Стремление верить

Но никогда, пожалуй, поиски смысла не были столь явными, как сегодня. Свидетельством тому, в частности, интерес ко всем событиям в сфере культуры, которые затрагивают сферу духовного и сверхъестественного. Какая шумиха сопутствовала всем книгам Пауло Коэльо, начиная с «Алхимика»! Полки книжных магазинов просто гнутся под тяжестью книг, посвященных поискам духовности. Не отстает и Голливуд – возьмем такие фильмы, как «Шестое чувство» или две ленты из гаррипоттеровской серии: они с успехом прошли по экранам всей планеты.
Этот поиск может принимать и форму увлечения философией. Вспомним, какой триумф ожидал книгу Йостейна Гаардера «Мир Софии» и сколь популярными стали в последние годы «философские кафе». И как много людей обращались к античной мудрости – от Диогена, через Эпикура и Сенеку, к Марку Аврелию. И можно даже не напоминать о привлекательности религиозных течений Востока, особенно буддизма (см. интервью на стр. 91), как и о техниках развития личности, предлагаемых движением New Age.
Но какой бы ни был избран путь, цель неизменна: обрести успокоение, а через него – лучшую, безмятежную жизнь. Но похоже, привычные религии не отвечают более этой цели. «Это длительный исторический процесс, - продолжает Фредерик Ленуар. - Это то, что немецкий социолог Макс Вебер называл процессом рационализации. Иудео-христианская цивилизация ввела понятия самосознания и моральных поступков, направленных на спасение души. Постепенно из них родились критический дух и понятие свободы личности – они же, в свою очередь, обернулись против религии.»


Все решать самостоятельно

Итак, западное общество отмечено сегодня высокой степенью индивидуализма. Современный человек не хочет, чтобы ему навязывали некий образ мысли как единственно возможный. Он хочет сам решать, во что верить и во что не верить, что делать и чего не делать. Он избегает всего, что грозит поместить его в слишком жесткие рамки. Причем касается это не только духовности. Точно так же обстоит дело с большими общественными институтами: образованием, социальным страхованием, системой здравоохранения. Никто не верит уже в государство всеобщего благоденствия, как еще лет пятьдесят назад. Настало время децентрализации, время структур, приближенных к человеку, где индивид чувствует себя значимым и никто не навязывает ему правил извне. «Сегодня человека привлекают такие формы совместных действий, где он в постоянном контакте с людьми, где отношения основаны на личностном подходе,» - пишет философ Мишель Лакруа (1). Подобно Амели Пулен, которая стремится не переворачивать мир, а просто делать немного добра тем, кто рядом. Да и сами идеологии ослабли – взглянем хотя бы, что осталось от идеалов коммунизма. «Все великие теории человеческой авантюры смолкли одна за другой,» - пишет далее Мишель Лакруа.
И еще одно обстоятельство, помимо индивидуализма, объясняет отступление больших религий. Речь о глобализации. Сегодня, благодаря информационным технологиям, Запад имеет доступ к культурному богатству всего мира. Можно сравнивать, оценивать, оттачивать критический дух. Религия же все менее способна навязывать единое видение, представляемое как единственная истина. «Если позволите метафору из сферы экономики, то в духовном плане мы перешли от ситуации монополии к открытому рынку,» - пишет Фредерик Ленуар. И как прямое следствие этого – религиозный дискурс приобрел характер относительности.


Духовность из набора «сделай сам»

Индивидуализм и релятивизм – таковы две глубинных причины утраты влияния со стороны традиционных западных религий. В результате экзистенциальный поиск осуществляется отныне без руля и без ветрил. Бога – священное! – ищут теперь вслепую, без компаса и без карты. Часто с риском при этом пойти по кругу или вовсе сбиться с пути. «Главная болезнь сегодня, - пишет Фредерик Ленуар, - это депрессия. Во времена Фрейда таковым был невроз – тогда конфликт возникал из-за стремления нарушить запреты. Сегодня перед человеком столько открытых возможностей, что он в замешательстве и не может сделать верный выбор.»
Итак, человек Запада пребывает сегодня в состоянии духовного риска. Он не знает уже, какому святому молиться. Свою потребность в вере и обретении смысла он удовлетворяет через своеобразное духовное рукоделие. То тут, то там он находит что-то, что привлекает его, обогащает, облегчает его жизнь. Крупинку медитации, щепотку фен-шуй, чуть-чуть молитвы, толику общественной активности и капельку йоги – вот готовый набор ингредиентов для духовности. Эта новая духовность – или «альтернативная религиозность», как ее именует Фредерик Ленуар, - проявляется во множестве верований и ритуалов, почерпнутых непостоянным индивидуалистом из множества движений и дискурсов.
Отрицательной стороной всего этого оказывается развитие сект и фундаментализма. Чтобы противостоять утрате ориентиров, соблазнительно – да и спокойней! – обратиться к учениям строгим, предлагающим истину устоявшуюся и абсолютную. Потому вокруг все больше мелких сектантских групп – точно так же, как оживают и все формы фундаментализма. На Западе это явление пока не слишком заметно – но есть все основания полагать, что оно получит развитие.
Иначе говоря, в мире глобализованном и постоянно меняющемся, индивидуалистическом и неясном, происходит подлинная метаморфоза религиозности. Далеко ушли в прошлое модели, преобладавшие еще несколько десятилетий назад. Религия как институт все более уступает место многообразному духовному поиску, отталкивающемуся одновременно от индивида и от его потребности придти к трансцендентальному. Ведь в конце концов каждый из нас стремится прежде всего к обретению чувства уверенности в том, что жизнь – по мере сил – прожита как должно.
Murena

 
Сообщения: 5581
Зарегистрирован: Ср июл 28, 2004 08:21
Откуда: Москва
Язык(-и): Fr-Ru, Ru-Fr, En-Ru, Esp-Ru

Сообщение Dragan » Сб фев 11, 2006 11:21

Когда начнем "разбор полетов"?
Dragan

 
Сообщения: 5455
Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 11:45
Откуда: Санкт-Петербург
Блог: Просмотр блога (11)

Сообщение Гренландий » Сб фев 11, 2006 22:00

Завтра, реально? Как народ?
Аватара пользователя
Гренландий

 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Пн янв 02, 2006 13:32
Откуда: подмосковье

Сообщение Dragan » Сб фев 11, 2006 22:14

Гренландий писал(а):Завтра, реально? Как народ?


С одной стороны, вроде реально. Все-таки выходной. А с другой стороны - все-таки выходной, и есть вероятность того, что некоторые участники отдыхают, в том числе и от компьютера. Лично я завтра (в воскресенье) с перерывами (тренажерный зал, уборка) disponible. Наверное можно начать и в ограниченном составе, а там и тяжелая артиллерия подтянется.
Dragan

 
Сообщения: 5455
Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 11:45
Откуда: Санкт-Петербург
Блог: Просмотр блога (11)

Сообщение Трули Ёрз » Сб фев 11, 2006 23:32

Помилуйте, выходные все-таки! Надо воздухом дышать.
Но кто соберется - начинайте, все равно когда-то нужно.
В понедельник я тоже занята целый день вне дома.
У меня есть перечень вопросов, возникших в процессе перевода. Я их позже изложить успею.
Кстати, Василий еще заявлял об участии, возможно еще подтянется.
Еще хочу сказать - правильно, что взяли только часть текста. Мне кажется, анализировать целую статью тяжеловато было бы.
Аватара пользователя
Трули Ёрз

 
Сообщения: 8833
Зарегистрирован: Пн сен 09, 2002 17:15
Откуда: разрушено марсианами
Язык(-и): fr-ru; eng-ru

Сообщение VNJ » Вс фев 12, 2006 10:45

Трули Ёрз писал(а):Помилуйте, выходные все-таки! Надо воздухом дышать. В понедельник я тоже занята целый день вне дома...
...Кстати, Василий еще заявлял об участии, возможно еще подтянется.

Всем вам мое восхищение.
Щисливчики... :cry: У вас на все это еще и время остается... :roll: У меня - нет. Принять участие я уже не успел - прошу пардону... Даже не прочитал первоисточника... У меня работы еще дней на пять. Ни спорта, ни прогулок - only клава и кофе :gmorning: Так что начинайте без меня - позже, по возможности, подтянусь. А к четвертому семинару так и вообще исправлюсь. :P
VNJ

 
Сообщения: 1412
Зарегистрирован: Сб май 07, 2005 21:59

Сообщение Гренландий » Вт фев 14, 2006 12:27

Когда начнётся обсуждение - не обращайте внимание на мои "восточные страны" :12: ; видимо в какой-то момент переклинило, а потом пошло-поехало по накатанной (надеюсь на ваше благородное снисхождение-первый блин комом). :287:
Аватара пользователя
Гренландий

 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Пн янв 02, 2006 13:32
Откуда: подмосковье

Сообщение Трули Ёрз » Ср фев 15, 2006 20:06

Никто не начинает обсуждение.
Давайте я начну. Я, как оказалось, в этой теме несколько "плаваю в терминах", что называется. :?
У меня вопросов несколько, начну пока с двух.


«Le réconfort du sens» – сначала я не совсем поняла, честно говоря, что именно имеется в виду.
Марина пишет «помочь в поиске смысла жизни».
Мурзилка: «сделать существование более осмысленным»
Гренландий: «обоснование смысла»
Я (Т.Ё.) и Драган решили, что это «успокоение сознания» - это не есть верно, и я уже не помню, как я сама к такому именно варианту пришла.
Я думаю, права Мурена, предложившая «привнести для утешения смысл». Права в смысле понимания.
Я теперь тоже «дошла», что этим выражением хотели сказать что-то вроде «успокоение, гармония с самим собой (réconfort) в результате познания смысла (sens)». ? Т.е. познание смысла приносит réconfort? Если это так, то как бы получше на русском сказать?

Croyance transcendantale – что имеется в виду? Определения transcendantal на двух языках прочитала, но поняла плохо :? . Поэтому оставила «трансцендентную веру» до выяснения. Почти все поступили примерно так же, я смотрю.
Гренландий предлагает «всеобъемлющая и всеохватывающая вера». Неплохо. Но действительно ли значение такое?
Драган : «вера в высшую силу». Разве?
Аватара пользователя
Трули Ёрз

 
Сообщения: 8833
Зарегистрирован: Пн сен 09, 2002 17:15
Откуда: разрушено марсианами
Язык(-и): fr-ru; eng-ru

Сообщение Dragan » Ср фев 15, 2006 22:25

Трули Ёрз писал(а):
«Le réconfort du sens»
Я (Т.Ё.) и Драган решили, что это «успокоение сознания» - это не есть верно, и я уже не помню, как я сама к такому именно варианту пришла.

Я рассуждал так: благодаря духовности (теперь, после сравнения с остальными переводами я бы подумал над терминами «религия» и даже «вера») сознание (разум) имеют твердую основу для спокойствия. Но, прочитав еще раз внимательно весь отрывок, прихожу к выводу, что это тот же «sens», что и дальше в разделе «L’envie d’y croire»:
Pourtant, jamais peut-etre la quete de sens ne s’est exprimé aussi fortement qu’aujourd’hui.
А здесь это явно «смысл жизни»
Таким образом, согласен с Трули Ёрз, что мы с ней перевели неверно. Думаю, надо искать правильный вариант на основе переводов Марины, Мурзилки, Гренландия и Мурены. Что-нибудь такое: «Предназначение религии (вера тоже нравится) состоит в придании смысла человеческой жизни»

Трули Ёрз писал(а):Croyance transcendantale – что имеется в виду? Определения transcendantal на двух языках прочитала, но поняла плохо :? . Поэтому оставила «трансцендентную веру» до выяснения. Почти все поступили примерно так же, я смотрю.
Гренландий предлагает «всеобъемлющая и всеохватывающая вера». Неплохо. Но действительно ли значение такое?
Драган : «вера в высшую силу». Разве?


Здесь я рассуждал так:
"Трансцендентный" отметается сразу, потому что его не поймет ни один читатель подобного русскоязычного журнала. В то же время следует предполагать, что уж тысяча-другая франкоязычных читателей поймет, о чем речь. Собственно, Вы, Трули Ёрз, и сами признаете, что не поняли, что это такое.
Теперь откуда я взял "высшую силу"
В БСЭ слово определяется так:
Трансцендентальный (от лат. transcendens, родительный падеж transcendentis - перешагивающий, выходящий за пределы)
В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одно из определений слова Трансцендентальный:
переступающий границы возможного опыта.
Т.е., получается вера во что-то, выходящее за пределы возможного. Т.е. вера в высшую силу. Кстати, у Мурены есть слово "сверхестественное". Так что ИМХО, может быть и вариант "вера в сверхестественное"
A suivre
Dragan

 
Сообщения: 5455
Зарегистрирован: Вт дек 27, 2005 11:45
Откуда: Санкт-Петербург
Блог: Просмотр блога (11)

Сообщение Гренландий » Чт фев 16, 2006 13:38

гармония с самим собой в результате познания смысла
Это может быть хорошим вариантом:"...найти гармонию со смыслом жизни"
Не совсем согласен с Dragan: вряд ли речь идёт о религии и даже вере, скорее всё-таки - духовность
Аватара пользователя
Гренландий

 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Пн янв 02, 2006 13:32
Откуда: подмосковье

Сообщение Гренландий » Чт фев 16, 2006 13:51

(т.е. без цитаты):
Это может быть хорошим вариантом:"...найти гармонию со смыслом жизни" .
Не совсем согласен с Dragan: вряд ли речь идёт о религии и даже вере, скорее всё-таки - духовность.
Croyance transcendantale - если уж использовать"трансцедентную", то с раскрытием термина, как у Baudet
Аватара пользователя
Гренландий

 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Пн янв 02, 2006 13:32
Откуда: подмосковье

Сообщение Трули Ёрз » Чт фев 16, 2006 15:27

Гренландий писал(а):"...найти гармонию со смыслом жизни" .

Нет, немного не так.
Я говорила, что смысл, вероятно, правильно угадала Murena.
Имеется в виду, что если человеку известен смысл его существования, то наступает успокоение, человек знает, зачем живет. "гармония со смыслом жизни" по-моему не совсем ясно передает эту идею.

Гренландий писал(а):Croyance transcendantale - если уж использовать"трансцедентную", то с раскрытием термина, как у Baudet

Т.е. "трансцендентный" - это "абсолютный, совершенный, высший". ОК.

Вот кстати Драган говорит, что слово "трансцендентный" русскоязычный читатель не поймет. А его ведь употребляют налево и направо. К месту и не к месту. Если б оно мне в переводе этом не встретилось, я б может никогда и не задумалась над точным смыслом. Потому что какое-то "фоновое" понимание есть все равно.

Следующее слово, над которым я думала - les fidèles. Мне опять понравился выбор Мурены - "паства".
Я написала "правоверный" потому что fidèles - это те, кто строго следует религии, а не просто "верит" в принципе. Т.е. соблюдает все предписания, праздники и т.п., разве нет? Но я думала в тот момент не только о христианской религии, упустив из виду, что статья - про Западную Европу и все же подразумевает христианство, мне кажется. Поэтому "паства" - удачное слово, по-моему.
Аватара пользователя
Трули Ёрз

 
Сообщения: 8833
Зарегистрирован: Пн сен 09, 2002 17:15
Откуда: разрушено марсианами
Язык(-и): fr-ru; eng-ru

Сообщение Гренландий » Чт фев 16, 2006 16:46

Ещё пара вопросов:
1) religions instituees - какое разнообразие синонимов, и вроде бы всё сходится; только "религиозные институты" - это, кажется, что-то другое, нельзя их мешать с понятием самой религии.
2) productions culturels - общий смысл понятен, но такое ощущение, что в каждом переводе передан слишком узкий смысл, хотелось бы отразить и фильмы и книги, и культурную продукцию, и события... , и произведения...
Хотя мои "народные творчества" тоже не 5 баллов.
Аватара пользователя
Гренландий

 
Сообщения: 22
Зарегистрирован: Пн янв 02, 2006 13:32
Откуда: подмосковье

Пред.След.


Словари русского языка

www.gramota.ru
Словарь Мультитран
Язык

Вернуться в Семинары

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8