Marko » Вт авг 10, 2010 23:36
Тут что-то про род и одушевлённость говорили?
Расскажу и я кое-что из моих любимых индейских языков.
Род имен существительных может отсутствовать (у атапасков); в ирокезских языках есть мужской и женский роды, но и здесь они означают не совсем то, что у европейцев: в языке мохок три рода:
1) мужской для обозначения мужчин и самцов животных;
2) женский/неопределенный:
- для уважаемых/любимых женщин;
- для лиц, пол которых неизвестен/неважен;
3) женский/средний:
- для остальных женщин и самок животных;
- для неодушевленных объектов.
Основное же грамматическое деление - одушевленный-неодушевленный роды (классы). Существительные каждого из классов очень отличаются по своим грамматическим функциям, у них свой набор глаголов и т.д. При этом неодушевленный предмет может временно стать одушевленным, сделать что-нибудь эдакое (сказать что-либо) и вернуться в исходное состояние. Одушевленные же лица менять свое состояние не могут.
(Подумать только, в русском языке также грамматически проявляется деление слов на одушевленные и неодушевленные: "увидел шарик (зеленый) - увидел Шарика (лохматого)", "наткнулся на труп (бездыханный, не трупа) - наткнулся на покойника (еще теплого)"!).
У земледельцев хопи есть еще третий класс - растительный; в других языках есть грамматическое противопоставление человек-нечеловек, и даже член-племени – не-член-племени. (Пример из хупа: yetciLde "он (взрослый член племени хупа) несет большой объект"; yetyiLde "он (ребенок, старик племени хупа или любой другой человек) несет большой объект").
Как правило имеются единственное и множественное число имен существительных, хотя для неодушевленных предметов форма множественного числа часто не предусматривается (они говорят: "враги спалили дом(=дома)", или, уточняя: "дом три", "дом много", "дом-дом"). Кое-кто имеет форму двойственного числа (как и в древнерусском: рука (1), руце (2), рукы (мн.); око (1), очи (2), очеса (мн.)), тройственного и немножкового числа!
Подробнее о родах алконкинской семьи языков.
К одушевленному роду у них относятся:
• люди,
• некоторые части тела,
• животные,
• шкуры животных и одежда из них,
• духи,
• деревья, корнеплоды, смородина (но не земляника),
• солнце, луна, звезды,
• снег и лед,
• табак и трубка,
• мяч, санки, подтяжки, часы, поезд, чайник.
В то же время мелкие животные могут относиться к неодушевленному роду. Одушевленным и неодушевленным существительным соответствуют одушевленные и неодушевленные классы глаголов. При этом неодушевленные имена поражены в правах: они не могут сказать "я", "ты", им нельзя сказать "ты": просто не существуют соответствующие формы глаголов. Если же неодушевленному предмету вдруг потребовалось что-то сказать от первого лица, то он принимает окончание одушевленного существительного и с ним водятся "живые" глаголы.
Где запрещено смеяться, там, как правило, и плакать нельзя.
(Станислав Ежи Лец)